У нас в гостях
кандидат педагогических наук, доцент,
преподаватель кафедры дошкольной педагогики
и психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный
гуманитарно-педагогический университет»,
Президент АНО «Дом радости», автор программы
«Детский сад — Дом радости», технологии
«Дом радости», инноватики «Лесенка успеха»
Наталья Михайловна Крылова
Как появилась идея создать собственную авторскую программу? Какие ступеньки Вы прошли по «лесенке успеха»?
Идея создавать сценарии-конспекты возникла в 1964 г. Почему? Закончив с отличием педагогическое училище в Ленинграде, поступила в институт им. А.И. Герцена на вечернее отделение дошкольного факультета. Одновременно работала в детском саду в паре с опытным воспитателем. Со мной также работали воспитатель с высшим образованием и две няни (одна — помощник воспитателя, Матрена Андреевна, занимавшаяся эвакуацией детей во время Великой Отечественной войны на Урал, а вторая — уборщица).
В районном детском саду мне дали детей интернатной средней группы. Сменщицы, помощника воспитателя и няни-уборщицы не было. Весь год работали со мной во вторую смену на группе воспитатели и няни из других групп. Это был год, полный огорчений и разочарований в себе и своих возможностях. Оказалось, что я не умею организовывать детей, не владею дисциплиной, и поэтому даже мои умения в проведении занятий, за которые меня раньше хвалили, здесь не работали. Заведующая говорила: «Я так и знала, так всегда работают отличники». Мои старшие коллеги-воспитатели, приходящие на группу во вторую смену, очень доброжелательно ко мне относились и старались поддержать. Они спрашивали: «Что сейчас будешь делать? Собираться на прогулку? Веди детей в раздевалку, я сейчас к тебе подойду и помогу…». В общем, слез было пролито немало, возникло даже желание все бросить… Весной позвонила заведующая детского сада Вера Антоновна Бычкова и поинтересовалась: «Наталья, как твои дела?»
Я ответила, что у меня ничего не получается… и заплакала. Вера Антонова пригласила меня к себе поговорить.
Выслушав меня, она предложила перейти в ее детский сад. Я в нем проработала 4 года, училась, показывала открытые занятия. И меня, когда училась на пятом курсе, пригласили на должность методиста отдела образования по дошкольному воспитанию Смольнинского р-на Ленинграда. Так началась успешная полоса моей профессио¬нальной деятельности.
Но уже после первого года работы у меня возник вопрос: почему такое со мной случилось? Как же надо помогать молодому специалисту, чтобы он не потерял интереса к профессии? Поэтому я, целена-правленно обучаясь в институте, готовила себя как методиста, который будет помогать начинающему педагогу овладевать профессией.
Сразу после окончания института Вера Иосифовна Логинова пригласила меня работать ассистентом кафедры для проведения практики студентов на базе детских садов. Я стала искать пути помощи в овладении профессией. Заметила: если дать студенту готовую разработку дня с детьми, он легко справляется, все получается, с удовольствием идет на практику. Если настаивает на самостоятельной разработке — в большинстве случаев его замысел терпит фиаско. Почему? Потому что вкладывает все силы в разработку, не остается времени на подготовку к ее реализации, не успевает воспитатель подготовить детей к встрече с содержанием работы практиканта.
В 1969 г. (когда начала работать методистом) произошла моя встреча с Валентиной Тарасовной Ивановой, работавшей воспитателем в детском саду Смольнинского р-на. Главное умение, которое она раскрыла для меня как мастер — индивидуальный подход к каждому мальчику и девочке. Ее отец — матрос с «Авроры» — дал дочери хорошее образование: она владела языками, училась играть на фортепиано, стала потом постоянным слушателем филармонии, отлично знала изобразительное искусство — могла назвать все музеи страны, где собраны картины кого-то из художников, она была постоянным слушателем лекториев при Русском музее и Эрмитаже (даже хотела работать экскурсоводом). У нее была великолепная русская речь, когда она писала письма, язык их походил на язык Паустовского или Тургенева, ей даже предлагали перейти с исторического факультета на литературный, и, конечно, безусловная общая широкая образованность. Она училась у А.П. Усовой, которая подчеркивала: сначала надо обучить каждого новому содержанию, а уж потом проводить занятия как форму диагностики овладения материалом каждым из участников. Это умение Валентины Тарасовны мы использовали, когда стали разрабатывать сценарии: я определяла стержень и содержание дня, а Валентина Тарасовна приводила примеры, опираясь на свой опыт, как такое содержание передать разным детям. В 1980-е гг. мы разработали сценарии-конспекты для всех возрастных групп. Спустя годы, когда я вновь встретилась с Валентиной Тарасовной Ивановой, она проявляла огромный интерес к новым научным поискам, всегда открывала двери для аспирантов. Многие диссертации на ленинградской кафедре были сделаны в ее группе (В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева, М.В. Крулехт, О.Н. Сомкова и др.).
После защиты диссертации в 1982 г. разошлись дороги с моим научным руководителем, так как я объяснила, что меня интересует собственный путь в науке. Тогда мне было предложено уйти с кафедры в самостоятельное плавание. Два года проработала преподавателем в педучилище, наблюдая и утверждаясь в выборе новой идеи своей научной деятельности — содействие выращиванию мастера профессии из человека, желающего работать.
В 1985 г. меня пригласили работать в Пермский пединститут, который потом стал университетом.
Я рассказывала о своих замыслах коллегам по кафедре о том, что у меня нет стержня для идеи, тогда мне принесли книги психолога Вольфа Соломоновича Мерлина об изучении человека как интегральной индивидуальности. Ключ был найден.
В 1990 г. состоялась очень значимая встреча с методологом И.С. Ладенко в Новосибирской академии, где я услышала новое понятие «инноватика» — наука о закономерностях внедрения теории в практику работы заводов и фабрик. Оказалось, что я своим путем пришла к тем же законам. Тут же посоветовали познакомиться с работами Г.П. Щедровицкого. Он считал, что главным в творчестве профессионала является овладение особой способностью — мыследеятельностью, когда специалист точно предвидит результат и может рефлексировать в каждую минуту осуществления замысла, уточняя тут же организацию и средства воплощения идеи.
В 1990 г. в Министерстве образования СССР предложили провести первый в стране авторский семинар по ознакомлению с новой программой. Идею поддержали научные работники, у бывалых практиков готовые разработки вызвали отторжение и осуждение как путь лишения воспитателей творчества. В 2000 гг. появились программы «Радуга», «Истоки», «Детство» и др.
Рина Борисовна Стеркина убедила меня в том, что нужно тоже написать свою программу, пройти грифование и тем самым защитить своих последователей. В 2003 г. я написала программу, она получила нужный гриф МО. А книги-технологии живут самостоятельной жизнью.
Но главная проблема заключается в том, как научить воспитателя работать творчески на основе технологии? Для этого с 1991 г. я веду авторские курсы «Инноватика внедрения Программы и Технологии в практику». В 2012 г. в издательстве «ТЦ Сфера» вышла книга «Лесенка успеха, или Три грани научно-методической системы детского сада» для массового тиража. Впервые моя книга появилась в книжном магазине. В 2013 г. издательство выпустило новый вариант моей программы, методические рекомендации и Мониторинг (соавтор Л.В. Тимошенко)*.
Научно-методическая система работает во многих регионах России, но детских садов немного. Я долгие годы держу Технологию закрытой. Она продается только тем, кто прослушал авторский курс. Учиться работать на основе Технологии нужно не менее 12 лет, даже имея высшее образование. Сравните: все ли закончившие музыкальные училища и консерватории, купив ноты Первого концерта П.И. Чайковского, могут его сыграть? Технология — не просто конспекты, которыми сегодня заполнен рынок печатной продукции, ибо воспитатели ищут себе помощь. Технология — это глубокая научно-разработанная система. Практики, как правило, привыкли работать по образцу, а надо вникать в методологию. Наиболее успешно овладевают Технологией на уровне научного понимания те, кто пришел в профессию, имея дипломы в других областях знаний (математики, инженеры, учителя старших классов и др.). На мой взгляд, нужна принципиально иная подготовка в колледжах и вузах для работы на основе готовой Технологии. Важно изменить понимание творчества: привычно так называть только тех, кто по аналогии создает свои продукты (писатель, композитор, архитектор и т.д.). Но в любой профессии их только 2%, а 98% — исполнители — артисты (народные, заслуженные, артисты массовки). Без них не будет театра. Но этой профессии нужно учиться так же, как учатся художники, музыканты — нужно раскрывать законы в профессии не по созданию продукта, а по исполнению того, что создал предшественник.
Это долгий и пока не принимаемый взгляд, хотя с принятием нового стандарта появилась надежда. Причем применительно к учителю готовые разработки одобряют, а к воспитателю — пугают. Я настаиваю на том, что творчество заключается в индивидуальном подходе к каждому воспитаннику, у воспитателя нет времени сочинять проекты, ведь еще очень многого требует семья — муж и дети, родители…
Что изменилось с тех пор? Творческий педагогический продукт — живой, развивающийся организм.
С 1991 г. идут авторские курсы — т.е. 22 года. Сначала интерес был огромный, на курсы по одной возрастной группе одновременно приезжали по 300 человек. Как правило, воспитатели ведомственных детских садов. Потом ДОУ стали передавать в РОНО, поток детей резко снизился… Возможность ездить в центры значительно упала. Стала ездить сама. Каждый месяц я работаю в новом регионе: Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Тверь, Ижевск, Ростов-на-Дону, Барнаул, Кемерово, Омск, Екатеринбург, Пермь. В эти города приезжают с Камчатки, Сахалина, из Самарской области и т.д. Детские сады существуют тоже по многу лет. В них работают профессионалы, награждаемые ежегодно премиями и званиями, сады признаются лучшими в своих районах и городах. Они превращаются в базы передового опыта, площадки для студентов колледжей и вузов. Важно отметить, что, как правило, воспитатели, пришедшие со средним образованием, за годы работы получают высшее образование. Мне отрадно слышать, что учиться им легко, так как на авторских курсах они слушают научные взгляды разных ученых, а в институте об этом же говорят и преподаватели. Но для них теория уже осмысливается как практически ориентированная.
Технология началась в 1986 г. с 12 книг для второй младшей, средней и старшей групп. Сего¬дня их количество увеличилось до 64 томов, работа продолжается. Технология охватывает работу с детьми 3—7 лет, созданы «маршрутные листы» — перспективное планирование на месяц, главным образом для родителей, чтобы они знали о содержании работы с их детьми на каждый месяц учебного года.
Созданы 22 учебных видеофильма, в которых собраны образцы работы мастеров: «Малыш — уже индивидуальность», «Малыш вырос», «Менеджер воспитывается с 3 лет», «Как вырастить архитектора своей жизни», «Мы любим и умеем играть» и др.
Сможет ли программа выжить в условиях ФГОС дошкольного образования? Мне кажется, что она лаконично впишется в новые условия, ведь в ней делается упор на развитие ребенка, а не на пресловутые ЗУНы.
Вопрос о выживании программы в условиях ФГОС ДО очень актуальный. Программа составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук. Программа «Детский сад — Дом радости» представляет один из вариантов проектирования содержания до¬школьного уровня образования в соответствии с ФГОС. Она основана на инновационном, целостном, комплексном, интегративном и компетентностном подходах и отражает авторскую концепцию воспитания дошкольника как неповторимую индивидуальность, готовую к стартапу.
Итак, все компоненты Программы (научный редактор Л.В. Тимошенко) собраны, уточнены положения, переструктурировано содержание, отредактировано, дополнено новыми разделами в соответствии с новыми требования ФГОС, и она уже готова к экспертизе для включения в реестр Министерства образования. Трудности конкурса программ могут возникнуть лишь в конкурентной борьбе за рынок внедрения. Если же в основе анализа программы на соответствие ФГОС будут объективные показатели, успех обеспечен, тем более что нас поддерживает высокопрофессиональное издательство «ТЦ Сфера». Мне было очень значимо его мнение, предложение к печати предыдущего варианта программы в соответствии ФГТ и сохранение поддержки для издания данной программы. Большую помощь мне оказывает ректор Пермского университета Андрей Константинович Колесников. Он постоянно интересуется подготовкой программы к представлению в МО на соответствие ее ФГОС. Он предложил подчеркнуть специфику подхода к разработке программы введением понятия «стартап». Также меня поддерживает коллектив кафедры этого университета, которой руководит уже более 20 лет Людмила Владимировна Коломийченко.
Программу «Детский сад — Дом радости» активно используют в негосударственных и частных детских садах. Прежде всего потому, что она — качественный продукт. В чем еще видите Вы основу данного предпочтения?
Основа предпочтения — отношение к педагогу и ребенку. Педагог защищен качественным продуктом, а ребенок на основе работы воспитателя получает амплификацию развития и саморазвития. В наших группах отсутствуют наказания и запрещены любые жалобы на ребенка. Родителям нужно только хвалить ребенка, подчеркивая его успехи и достижения. Шалости радуют нас и показывают, что у малыша много энергии, но педагог не сумел ее направить на игру, общение и познание. «Наказывать» нужно самого взрослого, а малышу предложить какой-то вид интересной для него деятельности.
Родителей привлекает также раздел Программы для каждой возрастной группы: «Приобщение ребенка к основам духовной культуры и интеллигентности». Как правило, в частные сады детей приводят родители, заинтересованные в хорошем образовании, необходимом для следующего этапа жизни — стартапа, — это лицей, гимназия, школа. В частных садах педагогами работают подчас специалисты с высшим, но не педагогическим образованием, для них Технология — и наука, и практика, а родители видят хорошие результаты — дети с радостью бегут в группу, вечером не хотят уходить.
Мною разработан специфический режим дня для частных детских садов, который тоже привлекателен для родителей, привозящих детей из разных районов.
Помню, как в начале 1990-х гг., при аншлаге, Вы представляли свое детище корифеям Московского государственного педагогического университета им. В.И. Ленина. Тогда еще были живы Р.С. Буре, В.И. Ядэшко. Страшно было? Какие впечатления остались?
Вообще, я всегда волнуюсь, но учусь себя успокаивать, потому что волнение блокирует мой разум. Я всегда настраиваю себя на то, что после встречи понимание моего замысла придет еще к какому-то количеству собеседников.
Я, конечно, помню тот приезд в Москву в педагогический университет им. В.И. Ленина. Встреча произошла еще до того, как программа получила гриф и была издана. Ощущение волнения и интереса ко мне как автору сохранилось, но вопросов, которые бы изменили мои взгляды, не помню.
С Розой Семеновной Буре была знакома, когда еще работала методистом в Ленинграде, с огромным удовольствием занималась внедрением ее кандидатской работы по организации коллективного труда. Кстати, это открытие я довела до технологии, существенно уточнила именно технологический аспект, создала два учебных фильма — «Бригадир — звучит гордо», «Трудовая деятельность дошкольника — не насилие, а удовольствие».
Я убеждена, что в современном мире очень важно у каждого ребенка воспитывать качества менеджера. В этом направлении бригадный труд содействует воспитанию лидерских умений менеджмента: организовать свою деятельность и каждого участника бригады. Дети упражняются в умении договариваться, уступать друг другу, подчиняться требованию бригадира. В подготовительной к школе группе еженедельный бригадный труд позволяет бригадиру на протяжении месяца вырасти в хорошего уверенного в себе организатора. В группе из 25 человек образуются 4—5 бригад в разном составе, но не более 5 человек. Всегда остаются дети, не попавшие в бригаду по разным причинам. Они получают индивидуальные задания. Когда писала диссертацию, тоже обсуждала ее с Розой Семеновной. У нас сложились добрые отношения, я даже была у нее дома. Это удивительно открытый для общения человек. Светлая ей память.
Вы — выходец из ленинградской научной школы дошкольной педагогики. Кто были Ваши учителя?
Мои учителя — это прежде всего воспитатели, у которых я училась, работая в детском саду. В моей памяти навсегда осталась удивительный педагог дворянского происхождения — Стефания Васильевна, владевшая несколькими языками, умевшая играть на фортепиано (в те годы в каждой группе стоял этот музыкальный инструмент), она прекрасно писала маслом на холсте, когда дети рисовали красками на бумаге, чудесно лепила из глины. У меня сложился образ идеального педагога — широко образованный человек-симфонист, который владеет разными областями знаний.
Стефания Васильевна — истинная представительница петербургской и ленинградской интеллигенции. А с каким уважением она относилась к каждому воспитаннику!
На влюбленность в профессию оказали огромное влияние преподаватели Ленинградского педучилища, например заслуженный учитель Нина Александровна Федоровская. Именно она руководила практикой базового детского сада и многие годы потом была моим другом и советчиком в овладении профессией, переходе в новые должности. У нее я училась, как общаться с аудиторией слушателей, чтобы они улыбались и радостно воспринимали содержание лекций.
Моим замечательным наставником, которая пестовала меня в первые годы в моей должности методиста района, была ученица Е.И. Тихеевой и А.П. Усовой — Раиса Михайловна Кияшко. Она слушала все мои лекции и мероприятия так доброжелательно, что потом ее анализ и советы я воспринимала как подарок на будущее. Именно она дала мне признак вхождения в профессию: «Ждите, когда к вам обратятся за помощью, а пока смотрите, как работают воспитатели и говорите только то хорошее, что вас удивило. Пока доверие не завоюете, пока воспитатели не признают в вас педагога, молчите, ждите, придут и услышат вас, поверят вашим советам и пойдут за ними».
Когда я работала методистом городского кабинета, моим учителем стала Зоя Александровна Калинина. Она была создателем вместе с Е.И. Тихеевой первой в городе педагогической станции, т.е. методического кабинета. Когда она уже уходила на пенсию, выбрала меня как человека, которому доверяет наследие, накопленное за многие годы. Главный ее интерес был в работе с родителями.
Большое влияние на становление моего профессионализма оказали директор методкабинета Галина Николаевна Эйсмонт-Швыдкая и методисты Е.П. Иова, Е.А. Барбашинова, Л.С. Метлина, С.В. Парафеева и др. Они открыли мне разные области знаний, необходимые в профессии, каждая сочетала в себе глубокие научные знания и опыт практической работы с детьми. Ими были изданы отличные книги, которыми до сих пор пользуются воспитатели.
Во время учебы в институте моим кумиром стала Вера Иосифовна Логинова. Ее лекции, семинары будили мой мозг. Мое отношение к науке она отметила и сначала предложила быть внештатным ассистентом, а потом пригласила в аспирантуру. Эти годы сотрудничества с ней — ярчайшие в моей жизни. В.И. Логинова — глубокий ученый — своим примером и общением (в домашней обстановке) содействовала становлению во мне теоретика и практика. В ее научном поиске были разные направления — это и разработка нового содержания знаний, которые потом стали называться «системными», и труды по развитию речи детей, и разработка системы трудового воспитания. В этом поиске участвовали несколько аспирантов, студентов старших курсов, которые не раз вспоминали эти годы как очень интересные и значимые в их жизни.
Очень яркий след в моей жизни оставила Полина Григорьевна Саморукова. Блестящий ученый, великолепный лектор, она была первым учителем В.И. Логиновой, работая преподавателем в Перми. Она стала первым оппонентом на кафедре, когда я представляла диссертацию, высоко оценила ее, содействовала защите, очень поддержала мой переход на кафедру Перми, оставалась до последних дней моим другом.
Расскажите немного о своих родителях.
Моя мама всю жизнь, работая бухгалтером, поддерживала меня во всем (хотя жили трудно). Корни у нее дворянские, но жизнь требовала скрывать биографию, бабушка изменила ее фамилию и отчество. Я слышала о нашем происхождении, но в те годы ребенку лучше было не знать, чтобы не подвести семью. Умерла она, когда еще не позволялось говорить об этом, а у меня не хватило ума выспросить ее биографию. Отца не знаю. У нас в доме ничего не осталось от той жизни. Мама пережила блокаду и потому знала цену жизни. Хорошо образованная, знала музыку, живопись, литературу. Книга всегда лежала у нее на столе. В жизни она была очаровательная и потому любимая многими по работе и коммунальной квартире, с сильной волей и очень жизнерадостная. Память о доме — это смех, улыбка радости при встрече со мной, когда я возвращалась домой. Я помню, как однажды в 1-м или 2-м классе, получив два кола, с тревогой ждала маму, она пришла, увидела тетрадь и сказала: «Одевайся». Я с тревогой спросила: «Куда пойдем?» Она ответила: «В кондитерскую. Купим пирожные и попьем чай, ты же исправишь работу». Во мне она воспитывала чувство собственного достоинства. Мне всегда хотелось ее радовать, помогать, я была поздним ребенком, поэтому рано пошла работать (в 16 лет была и почтальоном, и вожатой в летнем лагере, и воспитателем с 18 лет). Мама дожила до моей защиты диссертации, очень гордилась мной. Ушла она в начале 80-х гг.
Продвижение программы отнимает много времени. Есть ли у Вас увлечения? Чему кроме работы, посвящаете свободное время?
В годы учебы пела в ансамбле, который принимал участие как лучший коллектив Ленинграда в Программе «Алло, ищем таланты». Потом работа и учеба поглотили свободное время, я много ходила на лекции к разным ученым: несколько лет подряд по окончании института слушала лекции Веры Иосифовны Логиновой и Полины Григорьевны Саморуковой — важно было понять, как им удается так долго удерживать внимание слушателей, не пользуясь текстами лекций. Ходила на лекции по психологии в университет им. А.А. Жданова, потом готовилась к сдаче кандидатских экзаменов, опять параллельно с работой ходила на лекции Н.Д. Никандрова (который потом стал президентом Российской академии образования), т.е свободное время от работы — это учеба, учеба, учеба…
Люблю театры, стремлюсь попадать на премьеры, выставки. Мою духовность очень обогатила Пермь — чудесные театры, музеи, интереснейшие встречи с коллегами других кафедр. Там ведь создавалась удивительная школа В.С. Мерлина об изучении человека как интегральной индивидуальности, которая стала методологией моего подхода при разработке Программы и Технологии.
В Перми я встретилась с учением космистов — Н. Бердяев, П. Флоренский, Н. и Е. Рерихи и др. Меня поразила книга Конкордии Антаровой «Две жизни», где в художественной форме представляется учение космистов. Она назвала книгу «Две жизни», объясняя, что у человека, который приходит в этот мир, две дороги: одна — дорога радости, если ты в прошлой жизни жил правильно, то в этой жизни тебе дают хороших родителей и возможности реализации. Ты сможешь потерять дорогу радости, если совершишь плохое, и наоборот может перейти на дорогу радости, если найдешь правильный путь. Поэтому я говорю воспитателям, что, конечно, нужно содействовать становлению детей, но нельзя забывать о собственной жизни и выстраивать ее как дорогу радости. Ведь нравственность — основа для самосовершенствования.
Значимую роль в моей жизни занимают друзья, с которыми мы отдыхаем в Комарово, катаемся на лыжах. Раз в месяц проводим «День кино» — смотрим интересные фильмы у кого-то дома и обсуждаем их. Конечно, совместные праздники и поездки в разные страны мира. Среди друзей нет дошкольных педагогов, это люди разных профессий, очень хорошо образованные. Мне с ними интересно, многому у них учусь, расширяю кругозор. А они, доверяя моей Программе, теперь уже внуков стараются записать в сады «Дома радости».
Вы всегда улыбаетесь. В чем секрет?
Улыбка — наследственное поведение. Но я узнала, что американцы установили, что мышцы лица, когда улыбаешься, соединяются с мышцами сердца. Поэтому тот, кто улыбается, поддерживает в хорошем состоянии свое сердце. К сожалению, наши воспитатели не владеют улыбками, у них также бедная интонационная палитра. Поэтому в период курсов специально провожу с ними игры с целью овладения умением улыбаться. Использую много разных шуток, чтобы они смеялись во время наших встреч, уходили домой после 8 часов встречи со мной с улыбкой и дарили ее всем. «Дом радости» — дом, то место, где каждого принимают таким, какой он есть. Дом, в котором не надо ни к чему готовиться. Надо жить сегодня и сейчас так, чтобы не было мучительно больно…
Мне нравится стихотворение О. Хайяма:
Не оплакивай, смертный,
вчерашних потерь.
Дел сегодняшних завтрашней
меркой не мерь.
Ни былой, ни грядущей
минуте не верь.
Верь минуте текущей.
Будь счастлив теперь.
Что Вы пожелаете читателям журнала?
Пожелаю понять, что внедрение ФГОС — это возможность выразить уважение отечественной науке. Важно понимать, чьи открытия вложены в каждую образовательную область. В науке создано много качественных парциальных программ и технологий, проверенных практикой. Советую собрать разные проверенные варианты и не тратить времени на дилетантские разработки проектов, а проанализировать уже имеющиеся труды ученых и вложить усилия для освоения этих технологий до уровня нахождения индивидуального стиля в исполнении авторской продукции (как в театре — стать творцом исполнения драматургии).
Отвлекусь. Недавно смотрела по каналу «Культура» фильм о дошкольном воспитании в США. Очень огорчилась. Создатели фильма не знают отечественной науки и не смогли ничего показать такого, про что они говорили «прогрессивная педагогика» в Америке. Досадно за нашу державу, что не имеем своих умных пропагандистов. Работали дилетанты.
Пожелаю также читать всю продукцию издательства «ТЦ Сфера» — это показатель доверия к высокому уровня материалов, издаваемых здесь. Издательство пропагандирует отечественную науку и практику, о которой мало знают в мире. А нам надо уважать наследие наших великих научных школ Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.М. Леушиной, В.И. Логиновой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова и многих других.
Беседовала Е.В. Боякова