Нетребко С.Н.,
воспитатель МБДОУ д/с № 8, станица Старощербиновская Краснодарского края
Дошкольникам всегда интересно узнать, что из чего состоит и что во что можно превратить. Это любопытство нужно использовать для эффективного обучения. В нашем случае — для получения знаний о составе и свойствах почвы. Через игру, опыты и эксперименты дети узнают о том, какие тайны хранит в себе верхний слой земли.
Цель: ознакомление детей с процессом образования и составом почвы.
Задачи:
— дать общее представление о почве и ее составе;
— развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы;
— мыслительные способности: анализ, обобщение;
— воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах;
— вызывать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: рыхление и полив почвы, чтение и загадывание загадок о почве и тех, кто живет в земле.
Оборудование: стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару).
* * *
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку.
Руку другу протяни И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд, Каждый здесь другому рад.
Ребенок протягивает руку следую- щему и таким образом замыкается круг.
Я надеюсь, что дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы. Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
Дети рассаживаются.
Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, нужно расшифровать слово.
На мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом. Дети угадывают его по первым буквам картинок. Получается слово «почва».
Тема нашего разговора — почва. Как вы думаете, что это такое?
Дети отвечают.
Почва — это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части, например, корни растений. Как же она образовалась?
Дети отвечают.
Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились все шире, камни раскалывались, перетирались друг о друга, измельчались, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А уже на этой почве могли расти и другие растения.
Ребята, как вы думаете, что такое перегной?
Дети отвечают.
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Все это начинает гнить. В результате происходит много разных химических реакций. В итоге получаются вещества, от которых земля становится плодороднее, и на ней все растет лучше.
Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы. Вы согласны?
Дети отвечают.
Тогда надо разбиться на пары и занять свои рабочие места.
Дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов.
Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила безопасности.
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу.
2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3. Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4. Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
Опыт № 1. Из чего состоит почва
Воспитатель. Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели?
Дет и. Остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных.
Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.
Опыт № 2. Есть ли в почве воздух?
Воспитатель. Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Дет и. Из почвы выходят пузырьки воздуха; в воде это за
метно.
Вывод: в состав почвы входит воздух.
Опыт № 3. Из чего состоит почва?
Воспитатель. Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы заметили?
Дети. На дно стакана осел слой песка, и еще есть слой темного цвета.
Воспитатель. Верно. Этот темный слой называется перегной.
Вывод: в почве содержатся песок и перегной.
Опыт № 4. Что сильнее: вода или воздух?
Воспитатель. Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло?
Дети. Вода впиталась.
Воспитатель. Теперь полейте сильнее. Что произошло?
Дети. Почва влажная, и вода больше не впитывается.
Воспитатель. Как вы думаете, почему вода больше не впитывается?
Дети. Нет свободного места, весь воздух вытеснила вода.
Вывод: почва впитывает воду, вытесняющую воздух.
Воспитатель. Мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Дети выполняют движения в соответствии со словами по показу воспитателя.
Ветер веет над полями И колышется трава,
Облако плывет над нами, Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит, Наклоняются колосья Вправо-влево, взад-вперед, А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм, Там немного отдохнем.
Во спит ател ь. Ребята, мы провели опыты, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства. Каковы же результаты проведенных наших наблюдений?
Дети отвечают.
Мы узнали, что в состав поч- вы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.
Вот и подошла к концу наша работа. У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился. Мне понравилось, как вы сегодня работали в парах.
Дети отвечают. Когда волшебная палочка возвращается к воспитателю, занятие заканчивается.