Сизенко О.М., заместитель заведующего по ВМР МБДОУ д/с № 5 «Родничок», г. Луховицы Московской обл.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
— активизировать и актуализировать словарь по теме «Зоопарк»;
— совершенствовать навыки слогового, звукобуквенного анализа слов и чтения слогов;
— закреплять понятие «слог», умение оперировать им;
— закреплять узнавание букв по их элементам.
Коррекционно-развивающие:
— развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки, координацию речи с движением, конструктивный праксис и зрительный гнозис, слуховое внимание, память, логическое мышление;
— упражнять в правильном физиологическом дыхании и длительном ротовом выдохе.
Воспитательная: воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: аудиозапись голосов животных жарких стран, крупные игрушки (тигр, лиса, белый медведь, попугай, воробей и др.), комнатные растения в горшках, бассейн, дорожка из крахмала, карточки с ребусами, карточки со слогами, с изображениями животных, 2 подноса, пазлы, касса букв, пластилин, бумажные цветы.
Предварительная работа: просмотр картинок с изображением животных разных стран; чтение рассказа Л. Толстого «Слон», рассказов Б. Житкова «Про слона», «Как слон спас хозяина от тигра», Е. Чарушина «Носорог», «Бегемот», «Лев»; беседы с детьми, составление рассказов из личного опыта на темы «Как я был в зоопарке» и «Кого я видел в зоопарке»; разучивание пальчиковой гимнастики «Где обедал воробей?», физкультминутки «В зоопарке»; занятия по изобразительной деятельности, лепке на тему «Зоопарк»; оригами из бумаги на тему «Животные жарких стран»; оформление выставки детского творчества, а в группе фотовыставки «Верные друзья».
* * *
Дети входят в группу, в которой среди комнатных растений расставлены крупные игрушки животных.
Воспитатель.
В день весенний и нежаркий
Побываем в зоопарке.
Там деревья и лианы,
Львы, слоны и обезьяны,
Много разных там зверей
В гости ждут к себе детей.
Включается аудиозапись звуков африканской саванны.
Воспитатель. Сколько разных звуков! Как вы думаете, кто издает эти звуки?
Дети. Тигр, лев, обезьяны.
Воспитатель. Мы сегодня отправляемся в зоопарк.
У п р а ж н е н и е «Разгадывание ребусов»
Воспитатель. Вот и схема зоопарка, подойдите к ней.
Дружно схему разгадаем,
Кто живет в зоопарке, узнаем.
По первым звукам слово составьте,
Животных из зоопарка узнайте.
У п р а ж н е н и я «Будь внимателен», «Четвертый лишний»
Воспитатель
Ох и хитрая лиса —
Рыжебокая краса.
Любит с буквами играть,
Их к картинкам подбирать.
И сегодня вам она
Картинки тоже припасла.
Воспитатель. Садитесь за столы. Рассмотрите карточки с изображением животных, подумайте и скажите, кто лишний.
Дети отвечают.
Воспитатель. Объясните почему? А теперь определите первый звук в названии каждого животного и обозначьте его буквой.
И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а д е т е й. Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?»
Воспитатель
В зоопарке мы гуляем,
Птиц, животных наблюдаем.
Вот и шустрый воробей
Пообедал у зверей.
Воспитатель. Давайте расскажем, где обедал воробей.
Воспитатель читает стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей?».
И г р а «Собери пазлы»
Воспитатель
А что за полосатый кот?
В зоопарке он живет.
Своих соседей уважает.
Никого не обижает.
Дети. Тигр.
Воспитатель. Мы сможем увидеть друзей тигра, собрав пазлы. Подойдите к стульям, сядьте поудобнее. Рассмотрите детали пазлов, соберите их.
И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а д е т е й.
Воспитатель. Возьмите животных и подойдите ко мне. Определите количество слогов в названии животного. Сколько слогов в твоем слове? Скажи полным ответом. А сколько слогов в названии твоего животного?
Дети отвечают по очереди.
Воспитатель. Определите первый слог в названии животного. Назовите первый слог, затем второй, третий.
Дети выполняют.
Воспитатель. Молодцы. А теперь поставьте животных на поднос. Замечательные соседи у тигра.
И г р а «Скажи наоборот»
Воспитатель
Ребята, а кто в зоопарке
В ледяной воде ныряет
И детишек забавляет.
Сам он белый, как снежок.
Кто же это?
Дети. Белый медведь.
Воспитатель
Вы послушайте, ребята,
Вот дорожка не простая:
Снег внутри нее лежит,
Под ногами он скрипит.
По снежной дорожке мы пойдем,
К белому медведю попадем.
Вы медведя рассмотрите,
Поиграть со мной спешите.
Воспитатель. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
У нас лицо, а у медведя — ... (морда).
У нас руки, а у медведя — ... (передние лапы).
У нас ноги, а у медведя — ... (задние лапы).
У нас волосы, а у медведя — ... (шерсть).
У нас ногти, а у медведя — ... (когти).
У нас зубы, а у медведя — ... (клыки).
У нас рот, а у медведя — ... (пасть).
С медведем поиграли, снова по снежной дорожке пройдите и ко мне все подойдите.
И г р а «Сломанные буквы»
Воспитатель. Ребята, в зоопарке живут и птицы. Назовите их.
Дети. Страусы, фламинго, утки, аисты, павлины, пингвины, совы, лебеди.
Воспитатель. И попугаи.
Попугай зеленый Жак
Носит фирменный пиджак.
Он летает, он считает,
Он болтает и читает.
Только вот пока летал,
Буквы все он поломал.
Попугаю помогите,
Ему буквы почините.
Подойдите к столам. Почините буквы с помощью пластилина.
Дружит гласный звук с согласным, образуя вместе слог. И у вас получились слоги. Прочитайте их.
Дети. Ам, ум, ап, ом, от, ик, им, ит, ак, ок.
Воспитатель. Попугаю помогли. Молодцы! Ребята, что умеют делать птицы?
Дети. Летать, свистеть, плавать.
Воспитатель. А в нашем зоопарке некоторые птицы любят плавать в бассейне. Давайте украсим бассейн для птиц.
Заготовки вы возьмите
И ко мне все подойдите.
Чтобы у нас все получилось правильно, есть маленький секрет. Заготовки надо взять за лучи и аккуратно опустить на воду. Покажите, как вы взяли. Встаньте вокруг бассейна. Посмотрите, вот так опускаем заготовку на воду, теперь вы. Опустили. А теперь подуем на бумажные фигуры. Сделайте глубокий вдох носом и плавно, медленно выдохните. И еще раз вдох носом, а выдыхаем ртом медленно, долго.
Наши розовые цветы
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
В зоопарке погуляли
И с животными играли,
Загадки, ребусы решали,
Бассейн цветами украшали,
Попугаю помогали.
Звуки, буквы закрепляли,
Слоги дружно прочитали.
Жалко с зоопарком расставаться.
Но пришло уж время
В детский сад нам возвращаться.
Все животные решили
Вас, ребята, угостить.
Спелые бананы
Вам всем предложить.
Дети благодарят за угощение.