У нас в гостях Дыбина Ольга Витальевна — д-р пед. наук, профессор, высококвалифицированный ученый-специалист в области теории и методики дошкольного образования, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии. Общий стаж работы — более 40 лет.
Ольга Витальевна — член двух специализированных ученых советов при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена и при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова; член комиссии по педагогике, психологии и методике дошкольного образования при учебно-методическом объединении по специальностям педагогического образования.
За продуктивную деятельность на благо российского образования Ольга Дыбина получила несколько крупных наград: благодарность Министерства образования РФ (2002), почетная грамота Минобразования России (2004), нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2006), золотой знак отличия «Национальное достояние» (2007).
Мы же хотим остановиться поподробнее на программе Ольги Викторовны Дыбиной «Ребенок в мире поиска», созданной в 2000 г. Это инновационная программа, где представлен сплав теории и практики, где имеются, с одной стороны, результаты исследования д-ра психол. наук Н.Н. Поддьякова, ее собственные и канд. пед. наук В.В. Щетининой, с другой — экспериментальные находки, изюминки авторского коллектива д/с № 140 АНО «Планета детства “Лада”».
Почему возникла необходимость в разработке программы «Ребенок в мире поиска»?
Во-первых, в эти годы общественность, ученые в области дошкольного образования бурно обсуждали вопрос об обновлении подходов к образованию, которые связаны с особенностями организации педагогического процесса, его построением, активностью детей в данном процессе, в частности с изменением позиции ребенка-дошкольника в познании окружающей действительности. Кроме того, разговор шел и о необходимости не давать детям готовые знания, а давать ключ к познанию.
Конечно, ведь социальный заказ государства в образовании направлен на развитие активной и всесторонне развитой личности ребенка.
Разумеется. Но есть еще один фактор — внимание исследователей и практиков было направлено на организацию всесторонне развивающей деятельности (мы же понимаем, что развитие, воспитание и обучение ребенка происходит в деятельности), в которой активность ребенка будет поощряться, побуждаться и развиваться.
На наш взгляд, такой деятельностью выступает познавательная, имеющая своеобразный, именно поисковый характер, поскольку именно она способна мобилизовать силы детей в познании реального мира, его связей, отношений, закономерностей, в реорганизации опыта. Это дало нам право говорить о поисково-познавательной деятельности. Именно она может привести детей к получению нужной, а иногда и неожиданной для них информации, оригинального предмета, что меняет направленность действий и вызывает эффект творчества.
А какова цель программы?
Цельпрограммы состоит в создании условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей 3—7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Возникает вопрос, актуальна ли программа сейчас?
Очень актуальна. Актуальность обоснована таким важным документом, как ФГОС ДО. Согласно ему: п. 2.7. «Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы ДО и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка)». Согласно ФГОС ДО, одна из важных видов деятельности — познавательно-исследовательская — составная часть любой деятельности на ориентировочном этапе. Это проявляется в выполнении заданий, когда отсутствует образец, особенно в творческой деятельности.
Поэтому в 2017 г. программа была переиздана с учетом требований ФГОС ДО, включили раздел «Диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей».
Характеризуя специфику содержания и задач образовательной работы с детьми по программе «Ребенок в мире поиска», подчеркну, что они полностью отвечают требованиями ФГОС ДО.
Также хотелось бы обратить внимание на следующее. Реализация образовательной области «Познавательное развитие» должна обеспечить решение таких задач, как:
— развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий детей.
А среди целевых ориентиров Программы ДО в соответствии с ФГОС ДО выделим следующие:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
Все вышеперечисленное может произойти только в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей в совокупности всех ее разновидностей.
На какие вопросы должен знать ответы педагог, организующий познавательно-исследовательскую деятельность детей?
1. Каковы особенности и структурные компоненты познавательно-исследовательской деятельности детей (и всех ее разновидностей)?
2. Каковы возрастные особенности освоения детьми познавательно-исследовательской деятельности?
3. Каковы содержание и задачи образовательной работы с детьми по формированию у них опыта познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах?
4. Как организовать образовательный процесс по реализации познавательно-исследовательской деятельности детей?
Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, моделировать, умения видеть явления и предметы в перспективе).
Новизна программы заключается в принципиально ином ее содержании. Это программа деятельности (познавательно-исследовательской), а не программа знаний. Ее новизна также проявляется в изменении позиции ребенка в процессе познания: он выступает субъектом собственной активности, проявляет максимальную самостоятельность в «добывании» знаний, их применении и преобразовании.
Беседовала Семикина Л.В.