Ахтырская Ю.В.,
старший воспитатель ГБДОУ д/с № 62 «Золотая рыбка» Приморского р-на;
Деркунская В.А.,
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики
Института детства ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;
заведующий по инновационной деятельности ГБДОУ д/с № 62 «Золотая рыбка» Приморского р-на;
Янковская В.М.,
заведующий ГБДОУ д/с № 62 «Золотая рыбка»
Приморского р-на, Санкт-Петербург
Становление сетевого взаимодействия в образовании отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом, и главное — способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия, а значит и повлиять на качество образования.
Под сетевым взаимодействием сегодня понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, его вариативность, открытость учреждений образования, повышение результативности образования для детей и профессиональной компетентности для педагогов, в том числе в области использования современных информационных технологий.
Теоретическое осмысление проблемы сетевого взаимодействия позволило обозначить основные характеристики, свойственные этому процессу, а именно:
— единые идеи, цель и задачи для сети;
— существование так называемой фрактальной структуры (множество ячеек сети);
— отсутствие единоначалия;
— открытость в системе и самой системы; взаимодействие «по горизонтали».
На первый план выходят такие характеристики, как:
— пространство (описание горизонтальных и вертикальных связей в сети);
— информация (содержание этих связей);
— время (логика развития сетевых отношений) и энергия (способы и формы жизнедеятельности в сети).
Привлекательным для нас становится понимание образовательной сети как совокупности субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга (И.А. Адамский). Таким образом, сетевое взаимодействие — система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления его системой.
Первая ступень подобной коммуникации давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия и др. В настоящее время сетевое взаимодействие — один из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:
— во-первых, сеть — это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получение дополнительного финансирования;
— во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений;
— в-третьих, это современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет образовательным организациям динамично развиваться;
— в-четвертых, дает возможность организации взаимодействия и распространения передового опыта на основе ИКТ, имеющих большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт образовательного учреждения доступен широкому кругу пользователей интернет-сети.
Важно отметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, но и идет процесс диалога между образовательными учреждениями, образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, происходящих в системе образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы, усиливающими качество дошкольного образования.
Сетевое взаимодействие в реализации основной образовательной программы дошкольного образования нашего детского сада обеспечивает возможность качественного освоения дошкольниками образовательной программы с использованием ресурсов разных организаций, осуществляющих образовательную и иную деятельность (социальную, культурную, оздоровительную, профилактику безопасного поведения, творческую и т.д.). Модель сетевого взаимодействия представлена в таблице.
Этот год для нас стал годом активной реализации социальных проектов, а именно проведением социальных акций и детского волонтерства. Вместе с социальными партнерами мы реализуем проект «Сто добрых дел». Остановимся на самых ярких и неординарных акциях и добрых делах, которые так необходимы и важны для воспитания современных дошкольников, их родителей, общества в целом.
Акция социально-экологической направленности «Дерево дружбы»
Организаторы: ГБДОУ д/с № 62 и ГБДОУ № 50 Приморского района Санкт-Петербурга, муниципальное объединение (МО) «Озеро долгое», ЧОУ «Эврика-Лицей».
Участники: дети и родители, педагоги детских садов, представители МО «Озеро долгое», дети и педагоги ЧОУ «Эврика-Лицей».
Цели:
— воспитание отзывчивости и эмпатии у детей дошкольного возраста в решении социальой задачи, связанной с необходимостью озеленения вновь открывшегося детского сада;
— формирование экологического мышления у дошкольников.
Проблемная ситуация, послужившая началом социальной акции: в районе открылся новый детский сад, он пока не озеленен, чем мы можем помочь детям и учреждению? Как озеленить детский сад? Как призвать на помощь природу?
На территории ЧОУ «Эврика-Лицей» за семь лет разрослись елки, посаженные когда-то первоклассниками и их родителями. Елок оказалось очень много. Возникла идея — поделиться елками, аккуратно выкопать их и посадить на территории нового детского сада. Она была поддержана детьми и родителями. транспорт и физическую силу предоставило МО «Озеро долгое».
В результате дети вместе с мамами и папами бережно выкопали молодые елочки и после того, как их перевезли в ДОО, поспешили посадить их, установив именные таблички с пожеланиями добра и радости. В конце акции все вместе выпустили в небо зеленые шары в память о добром деле. Дошкольники нового детского сада выразили благодарность своим сверстникам за такое полезное и своевременное участие детей в их новой жизни. Дети подружились за совместным чаепитием.
Социальная акция «Поздравление ветеранам»
Организаторы: ГБДОУ д/с № 62 Приморского района, МО «Озеро долгое», Павловский дом ветеранов.
Участники: педагоги, воспитанники и родители детского сада, МО «Озеро долгое». Акция приурочена к Дню Победы.
Цели:
— формирование позитивного отношения к пожилым людям, проявление внимания и заботы о них, уважения к героическому прошлому нашей страны, чувства благодарности и уважения к солдату;
— деятельностное участие в празднике Победы.
На предварительном этапе в каждой группе детского сада проводились беседы, направленные на формирование патриотических чувств у детей, возможность оценить роль подвига ветеранов ВОВ, всю тяжесть их солдатской жизни.
На основном этапе дети участвовали в конкурсе «Свиток памяти» и исполняли стихотворения, посвященные народному подвигу во время войны. Конкурс был записан на видеокамеру. Дома дети вместе с родителями сделали открытки своими руками, подписали пожелания ветеранам.
Все открытки вручались в День Победы ветеранам в Павловске. Также ветераны с удовольствием посмотрели видеозаписи стихов в исполнении воспитанников — победителей конкурса «Свиток памяти».
На заключительном этапе сотрудники Павловского дома ветеранов прислали видеоролик о том, как ветераны получали наши открытки и поздравления. Информацию о социальной акции разместили на сайте ДОО для ознакомления всеми участниками акции.
Международная социальная акция «Моя Родина и ее достопримечательности»
Организаторы: Русский центр Фонда «Русский мир» в г. Салоники, ФГБУК «Государственный Русский музей», отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, ГБДОУ детский сад № 62 Приморского района.
Участники: воспитанники и педагоги ГБДОУ № 62, ГБОУ СОШ № 644, ЧОУ «Эврика-Лицей», Русский центр Фонда «Русский мир» в г. Салоники (Греция).
Цель: формирование интереса к русской культуре, укрепление связей с соотечественниками, проживающими на территории Греции, поддержка связей с Родиной.
На подготовительном этапе воспитанники детского сада посещали занятия по музейной педагогике и совершали интерактивные экскурсии в виртуальном филиале Русского музея на базе ДОО. Педагоги, дети и родители выезжали на экскурсии в Летний сад, Русский музей, автобусно-пешеходную обзорную экскурсию по городу.
В течение года дети занимались в изостудии ГБДОУ № 62, где было нарисовано множество работ по темам экскурсий и занятий.
На основном этапе реализовано несколько тематических проектов в старших и подготовительных к школе группах: «Моя малая родина», «Россия моего времени», «Россия — Родина моя», «Я знаю Санкт-Петербург». Дети подготовительной к школе группы участвовали в международном проекте «Тьюторские города» в конкурсе «Мой город» (проект организован социальным партнером ДОО — «Развивающие игры Воскобовича»).
Были подобраны детские рисунки и работы с достопримечательностями Санкт-Петербурга, значимыми российскими праздниками, символами России; написаны небольшие рассказы-описания к ним со стихами известных русских поэтов, описана техника исполнения работ. Получилось красочно иллюстрированное и с любовью описанное послание соотечественникам, проживающим на территории Греции.
На заключительном этапе работы размещались на электронных носителях Русского центра Фонда «Русский мир» в Салониках и были представлены на Книжном фестивале — ярмарке в Салониках 18—26 июня 2017 г. Художники-мастера византийской техники направили каждому учреждению, которое принимало участие в конкурсе, видеомастер-класс «Византийская техника иконописи Святой Горы Афон». С этим видеопосланием детей ознакомили на занятиях по музейной педагогике, вызвав у них чувство гордости и радости за проделанную работу.
Сегодня в нашем детском саду реализовано более 16 социальных акций и волонтерских проектов. Они реализованы как внутри ДОО, так на уровне района, города, и вышли далеко за пределы России, создав международное сотрудничество детских организаций.
Представим промежуточные результаты и эффекты реализации всех подпроектов сетевого взаимодействия ГБДОУ № 62.
Основная область изменений: качество образования в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Дополнительные области изменений:
— результаты освоения детьми дошкольного возраста образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО;
— динамика продвижения каждого ребенка в освоении ООП ДО;
— имидж и рейтинг ГБДОУ, социальная успешность и адаптивность выпускников детского сада;
— степень удовлетворенности образовательным процессом всех субъектов ДОО;
— статус образовательной организации.
Ожидаемые результаты в ходе реализации подпроектов сетевого взаимодействия ГБДОУ:
— повышение качества образования на 7%;
— улучшение результатов освоения детьми дошкольного возраста образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» за счет реализации проектов сетевого взаимодействия на 30%;
— повышение рейтинга ГБДОУ в районе, городе за счет открытости образовательной среды для взаимодействия и трансляции результатов сетевых проектов;
— преемственность дошкольного и начального общего образования на уровне содержания, форм и методов обучения, возрастающего совместного участия детей и педагогов в социокультурных и социальных проектах, привлечения педагогов к взаимному обучению, обмену опытом;
— увеличение процента педагогов, использующих дистанционные технологии в образовательном процессе для различных категорий детей и их родителей (в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов) до 30%, а также транслирующих инновационный опыт, лучшие образовательные практики в условиях сетевого взаимодействия до 50%;
— повышение профессиональной компетентности молодых педагогов за счет сетевого взаимодействия на 30%;
— развитие компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка, сохранения и сбережения его здоровья на 30%;
— повышение степени удовлетворенности образовательным процессом всех субъектов образования в ДОО;
— рост достижений всех участников инновационного процесса в конкурсах, проектах, соревнованиях, олимпиадах, в том числе дистанционных;
— расширение возможностей получения качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями;
— изменение статуса ДОО, укрепление положительного имиджа.
Эффективность реализации сетевого взаимодействия. Социальные эффекты (на уровне ДОО):
— увеличение доступности и улучшение качества дошкольного образования (качество реализации ООП ДО);
— повышение профессиональной компетентности педагогического и административного персонала — участников сетевого взаимодействия;
— включение в образовательный процесс различных форм сетевого взаимодействия как одного из элементов образования и развития социальной компетентности дошкольников;
— обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;
— возможность получения качественного образования детьми различных категорий (ОВЗ, дети-инвалиды и др.);
— привлечение детей к участию в различных олимпиадах, чемпионатах, конкурсах, творческих проектах на различных уровнях;
— реализация индивидуализации образования через построение образовательной траектории на основе сетевых образовательных программ;
— развитие системы экспертизы, консультаций, мониторинга инновационных процессов в ДОО;
— расширение сотрудничества, межведомственного взаимодействия, социального партнерства ГБДОУ;
— интенсификация образовательного процесса за счет применения инновационных средств и технологий.
На уровне района и города:
— развитие районной и городской системы дошкольного образования на основе сетевого взаимодействия учреждений;
— эффективность использования бюджетных средств;
— повышение уровня качества, доступности, открытости и транслируемости (применения) образовательной информации;
— обеспечение качества достижения детьми целевых ориентиров ООП ДО соответственно ресурсоемкости;
— появление в городе образовательной сети инновационно активного детского сада;
— создание системы сетевого взаимодействия ДОО в целях повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.
Инновационные эффекты: создание модели сетевого взаимодействия образовательных и других учреждений разного типа.
Критерии эффективности и жизнеспособности модели сетевого взаимодействия:
— положительная мотивация и интерес;
— нацеленность на единый конечный результат;
— доминирование горизонтальных связей над иерархической структурой;
— информационный обмен между сетевыми звеньями;
— долгосрочный характер связей;
— наличие нескольких центров активности;
— лидерство (новое, сетевое, безамбициозное);
— профессиональное управление;
— общие ценности и стандарты;
— согласование позиций;
— уважение участниками сетевого взаимодействия друг друга;
— способность адаптироваться в меняющихся условиях;
— открытость системы;
— вариативность.
Проекты сетевого взаимодействия, вариативное и разнообразное социальное партнерство позволили детскому саду стать «Лучшим дошкольным образовательным учреждением 2017 года».