Пакулева Л.Н.,
старший воспитатель;
Рудакова Е.В.,
инструктор по физкультуре
МБДОУ д/с № 2 «Колосок», г. Нефтеюганск Тюменской обл.,
ХМАО — Югра
Большую роль в педагогическом процессе детского сада занимает непосредственно организованная образовательная деятельность — занятие.
Слово «занятие» в дидактике используется в двух значениях: как форма организации обучения и как форма организации детской деятельности.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ст. 2) говорится о том, что образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. В п. 3 ст. 2 говорится о том, что обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации к получению образования в течение всей жизни. Исходя из выше сказанного ясно, что и на этапе дошкольного образования мы обязаны дать детям знания, соответствующие их возрасту. Но в какой форме?
Безусловно, формы обучения детей в рамках дошкольного образования (дидактические, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, непосредственно образовательная деятельность и т.д.) будут отличаться от тех, что применяются в школе.
При обучении дошкольников не следует использовать такие методы и приемы, которые говорили бы о том, что педагог организует учебную деятельность (урок). Оно должно быть организовано так, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным, нужно постоянно поощрять усилия воспитанника, его стремление узнать новое.
При организации непосредственно образовательной деятельности должен главенствовать дух открытия (не нужно ничего сообщать детям в готовом виде).
Необходимо обучать детей так, чтобы они об этом не догадывались, т.е. использовать игровые технологии. Обучение дошкольников должно происходить в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения проблемных задач. Ребенку следует создать условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Нужно чаще давать детям задания на размышление. У них должна возникнуть потребность иметь те или иные знания в ознакомлении с разными способами решения задач.
Поэтому отношение детей к обучению должно измениться: не «знаю — не знаю», «умею — не умею», «владею — не владею», а «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Планируя и организуя занятие, воспитатель должен стремиться расширять поле активной творческой мыслительной деятельности детей, включать в него ситуации спора, дискуссии, просить обосновать свое мнение или ответ (старший дошкольный возраст). Не следует принимать ответы детей без обоснования и оставлять их без внимания. Важно формировать у дошкольников умение исправлять свои ошибки и находить их причину.
Воспитателю также важно знать, что, только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить. И еще: общаясь с детьми, надо учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит. Нужно снять с воспитателя роль судьи: когда ребенок высказывается, он обращается к детям, а не к воспитателю.
В руководстве детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения. Педагог должен принимать дошкольника таким, какой он есть, и ничего от него не требовать. Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности. Обучая детей, необходимо учитывать их индивидуальные особенности. При этом максимум внимания следует уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять группу). Необходимо помнить, что у каждого свой срок и свой час постижения нового материала.
Основа обучения — разнообразная деятельность детей. Образовательную ситуацию на занятии нужно конструировать так, чтобы ребенок был в активной позиции: он должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим.
Начинаться любое занятие должно с мотивации познавательной и речевой активности. Для этого применяются такие приемы, как создание проблемных ситуаций, использование загадок, соревнований и т.п.
Нужно чаще включать в ход занятий словесные игры, сюрпризные моменты, игровые ситуации. Учитывая огромный интерес детей к загадкам, воспитатель должен использовать их, давая информацию познавательного характера.
Необходимо оснащать занятие разнообразным дидактическим материалом, наглядными пособиями, таблицами, моделями, игрушками, репродукциями и пр. Но использование средств наглядности должно иметь границы, соответствовать возрасту детей, их возможностям, программным задачам, этапу усвоения материала. При обучении важно, чтобы дети приучались точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий.
Следует осознавать важность запоминания. Знания детей не должны стать для педагога самоцелью — они должны стать условием личностного развития. Важность их заключается не в накоплении, а в возможности с их помощью решать серьезные жизненные задачи. Необходимо формировать умение детей видеть возможность многовариантности выполнения заданий. В непосредственно образовательной деятельности обязательна смена мизансцен и движения. Очередной вид деятельности надо начинать с постановки задачи в общем виде.
Статическая нагрузка ребенка, сидящего за столом, не должна превышать 50% времени всего занятия. Продолжительность работы в обычных тетрадях или на печатной основе по обучению грамоте или математике — не более 10 мин на одном занятии (старший дошкольный возраст).
При отборе методов и приемов обучения и воспитания педагогу желательно помнить следующее:
— нужно стремиться обеспечивать успех во всех делах, особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;
— хвалить детей от души;
— верить и доверять им безоговорочно;
— договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
— прощать искренне;
— не сравнивать детей друг с другом;
— не ставить детей друг другу в пример;
— не приказывать, не требовать жестко;
— поддерживать у детей ощущение успешности.
Программное содержание занятия должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Такое обучение выступает личностно ориентированным, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности.
Ниже представлены критерии изучения деятельности педагогических работников по реализации ФГОС ДО (приложение 1) и технологическая карта непосредственно образовательной деятельности (примерный шаблон) (приложение 2).