Рываева Н.А.,
инструктор по физкультуре;
Гаранина Н.С.,
педагог-психолог МБДОУ д/с № 290, г. Самара
Аннотация. Квест представляет собой познавательно-спортивное мероприятие для старших дошкольников. В ходе игры дети решают игровые задачи и выполняют развлекательные задания, что, наряду с занятиями и деятельностью в режимные моменты, формирует представления о ЗОЖ у детей и их родителей.
Задания выполняются в ходе режимных моментов по музыкальному сигналу (10 временных периодов — 10 тропинок); за каждое задание участники получают фрагмент пазла картинки
«Здоровая семья». Выполнив все задания квеста, дети собирают картинку, тем самым спасая жителей страны Спортландии, а также закрепляют основные правила здорового образа жизни.
Цель: формирование у детей старших групп представления о здоровом образе жизни, понятия
«здоровый человек».
Задачи:
— формировать представление о зависимости здоровья от двигательной активности, правильного питания, соблюдения режима дня, закаливания, положительных эмоций и оптимизма;
— уметь обосновывать свои ответы, учить мыслить логически;
— развивать коммуникативные способности, познавательные процессы, умение контролировать свои чувства и действия;
— выполнять все задания квеста, усваивая правила здорового образа жизни.
Предварительная работа: беседы с детьми о здоровом образе жизни, значении витаминов и содержании их в различных продуктах; беседа «Для чего ну жен режим дня»; чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
Оборудование: аудиозапись звонка, письма от жителей страны Спортландии, рингтон, музыкальная композиция «Солнышко лучистое», инструментальная музыка, разрезная картинка
«Здоровая семья», изображение Злобуса-Микробуса, текст стихотворения Д. Хармса «Пирог», счетный материал «грибы» и «орехи», стики-указатели, мелки восковые, маркеры, листы формата А4 для рисования, комплект декоративных помпонов-«снежков», корзинка с карточками с изображением предметов гигиены, карточки с изображением продуктов, сюжетные картинки с изображением режимных моментов, корзинка с фруктами, дидактическая игра «Витамины», природный материал (шишки, желуди, каштаны), корзиночки, мягкие клубочки, 10 кеглей, 2 кубика, 2 обруча, 2 ракетки.
* * *
Воспитатель. Ребята, мне на телефон пришло голосовое сообщение, послушайте: «Дорогие ребята, в стране Спортландии Злобус-Микробус похитил наши улыбки и хорошее настроение. Помогите нам прогнать его, потому что мы любим быть активными, веселыми и здоровыми».
Ребята, нам надо будет пройти по тропинкам здоровья и выполнить все задания, чтобы помочь жителям Спортландии и расколдовать их. Вы готовы помочь им?
Дет и. Да.
Перед завтраком появляется 1-я тропинка здоровья — «Гигиена», на которой детям предлагают отгадать загадки.
По утрам и вечерам Чистит-чистит зубы нам. А днем отдыхает,
В стаканчике скучает.
(Зубная щетка.)
Вафельное и полосатое, Ворсистое и мохнатое, Всегда под рукою.
Что это такое?
(Полотенце.)
Резинка-Акулинка Пошла гулять по спинке. А пока она гуляла, Спинка розовая стала.
(Мочалка.)
Мы ею пользуемся часто, Хоть она, как волк, зубаста. Ей не хочется кусать,
Ей бы зубки почесать.
(Расческа.)
Лег в карман и караулю Реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос.
(Носовой платок.)
Ускользает, как живое, Очень юркое такое.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло.)
Игра «Парочки»
Дети выбирают картинки с изображением предметов личной гигиены и частей тела. Под музыкальное сопровождение двигаются по площадке, когда музыка смолкает, все участники объединяются в пары: нос — носовой платок, волосы — расческа, зубы — зубная паста и т.д.
Первое правило здоровья. Предметы гигиены помогают поддерживать наше тело в чистоте, что позволяет избежать многих болезней.
После завтрака появляется 2-я тропинка здоровья — «Правильное питание», на которой ребята выполняют задания.
Речевая игра «Да — нет»
Воспитатель. Каша — вкусная еда, это нам полезно?
Дети. Да.
Воспитатель. Лук зеленый иногда нам полезен, дети?
Дети. Да.
Воспитатель. В луже грязная вода нам полезна иногда?
Дети. Нет.
Воспитатель. Щи — отменная еда, это нам полезно?
Дети. Да.
Воспитатель. Мухоморный суп всегда, это нам полезно?
Дети. Нет.
Воспитатель. Фрукты — просто красота, это нам полезно?
Дети. Да.
Воспитатель. Грязных ягод иногда съесть полезно, детки?
Дети. Нет.
Воспитатель. Овощей растет гряда, овощи полезны?
Дети. Да.
Воспитатель. Сок, компотик иногда нам полезны, дети?
Дети. Да.
Воспитатель. Съесть мешок большой конфет, это вредно, дети?
Дети. Да.
Воспитатель
Лишь полезная еда на столе у нас всегда!
А раз полезная еда, будем мы здоровы?
Дети. Да.
Подвижная игра «Витамины»
Каждый участник игры выбирает карточку с любым продуктом питания, когда музыка смолкает, дети распределяются на группы витаминов A, B, C. Воспитатели помогают ребятам.
Второе правило здоровья. Полезные продукты наполняют организм витаминами и микроэлементами, а вредные — приносят ему вред.
3-я тропинка здоровья — «Познание» появляется перед первым занятием. Здесь дети придумывают рифмы к стихотворному тексту.
Воспитатель
Пирог
Я раз решил устроить бал
И я гостей к себе ... (позвал). Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый ...
(пирог).
Столы, тарелки, вилки тут, Но что-то гости не ... (идут). Держаться нету больше сил, И я кусочек ... (откусил), Когда же гости подошли, Они ни крошки не ... (нашли).
Д. Хармс
Третье правило здоровья. Быть внимательным, думать, размышлять — значит быть психологически здоровым.
Следующая тропинка здоровья — «Оптимизм» появляется между занятиями, предлагая детям по очереди дорисовать начатое на листе изображение так, чтобы получился некий сюжет.
Четвертое правило здоровья. Верить в свои силы, быть креативным, увлекать сверстников общей целью — значит быть психологически здоровым.
5-я тропинка здоровья — «Движение» становится видна перед прогулкой, где дети совместно с воспитателем выполняют комплекс ритмической гимнастики «Солнышко лучистое» и показывают свои ловкость, быстроту в игре-эстафете. Каждый участник должен пронести на бадминтонной ракетке кубик, передвигаясь «змейкой» между кеглями.
Пятое правило здоровья. Движение — это жизнь. Чем больше человек двигается, тем дольше живет.
Во время прогулки находят 6-ю тропинку здоровья — «Самоконтроль». Воспитатель предлагает детям подвижную игру «Метко в цель». Дети бросают комочки бумаги в цель.
Шестое правило здоровья. Контролируй свои чувства и действия, тогда и цели достигнешь, и психологическое здоровье сбережешь.
Перед обедом появляется 7-я тропинка здоровья — «Закаливание», где воспитатель задает вопросы и предлагает детям выполнить задания.
Во спит атель. Чем мы дышим? Без чего организм не может обойтись и дня?
Дети отвечают.
Что нам дает Солнце?
Дети отвечают.
Какие виды закаливания вы знаете?
Дети отвечают, затем выполняют комплекс дыхательной гимнастики.
Упражнение «Воздушный шарик»
Дети делают вдох и на выдохе надувают шар.
Воспитатель
Я надул упругий шарик,
«Укусил» его фонарик. Лопнул шарик — не беда, Новый шар надую я.
Упражнение «Едет-едет паровоз»
Дети делают вдох и на выдохе произносят: «Чух-чух-чух».
Затем проводится релаксация «Ласковое солнышко».
Воспитатель. Закроем глазки и представим, что мы на лужайке. Ласковое солнышко нежно обнимает тебя. Солнечные лучи ласкают лицо. Нежно коснулись лба. Погладьте его нежно ладонями. Затем коснулись носика, ротика, подбородка, упали на щечки и стали их щекотать. Солнышко спряталось, стало прохладно. Сожмитесь в комочек, обнимите себя за плечи, погрейте. Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно. Лучики упали на руки, ноги, затем на животик. Раз, два, три, четыре, пять — будем глазки открывать. Седьмое правило здоровья.
Чтоб с болезнями справляться, надо смело закаляться. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.
Перед тихим часом возникает 8-я тропинка — «Режим дня», где воспитатель создает проблемную ситуацию — все режимные моменты перепутались, предлагает детям последовательно разложить картинки режима дня в игре «Разложи по порядку».
Восьмое правило здоровья. Кто живет по режиму, многое успевает и чувствует себя бодро и активно.
После тихого часа обнаруживается 9-я тропинка — «Коммуникации и моральные нормы». Дети играют в командную игру «Помоги белкам», достигая поставленной цели — собрать потерянный белками урожай. Ребята собирают орешки и грибочки, спрятанные в групповой комнате.
Девятое правило здоровья. Доброе общение, дружба и умение работать в команде помогают быть психологически здоровым и успешным.
Перед ужином становится видна последняя, 10-я, тропинка здоровья — «Эмоции». Ребята выполняют игровое задание, требующее эмоциональной выразительности.
Десятое правило здоровья. Позитивные эмоции сохраняют здоровье.
По окончании квеста все фрагменты разрезной картинки собраны в целое изображение «Здоровая семья». Злобус-Микробус побежден, детям объявляется благодарность за помощь.