Кушникова В.В.,
заведующий;
Замятина Е.А.,
заместитель заведующего по УВР МБДОУ д/с № 6
«Василек», г. Сургут Тюменской обл., ХМАО — Югра
Единственный, прямой путь к возрождениюнашего народа—это
создание крепкойсемьи,духовно-нравственное воспитание и образование,
возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время
возрождать истинные традиции Добротолюбияи Домостроя,повышать в
общественном сознании ценность семьи как«малой Церкви» и Церкви как большой семьи.
Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Одна из актуальных задач отечественного образования — социокультурное и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. На сегодняшний день одной из главных целей воспитания детей дошкольного возраста является формирование личности, а личность и культура неразрывны. Культурный человек — человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечности, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением. Явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности, привели к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость. Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жесткие и злые, и в нем бывает непросто быть и оставаться человеком.
Семья должна занимать центральное место в воспитании ребенка, играть основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, его социальной позиции.
Традиционно семья считалась хранителем культурных ценностей в обществе. Семейное воспитание строилось на любви, традициях, опыте и личном примере родных и близких. Именно в семье происходит становление личности, и именно в семье сохраняются и передаются нравственные духовные обычаи и ценности, именно родители ответственны за воспитание детей. В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Сегодня практически разрушены культурно-религиозные традиции в семье и обществе, попирается святость брака, углубляется кризис отцов и детей, рвется связь поколений родственников в одной семье.
В минувшие десятилетия в значительной степени потеряны ценности семьи и традиции семейного воспитания. Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций стала в настоящее время очень актуальной (фото 1).
Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли в жизни малыша, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка — все это усиливает эмоциональную напряженность молодых родителей, отрицательно влияет на стабильность семьи и, как следствие, негативно сказывается на развитии детей, становлении полноценной личности ребенка.
Кризис современных семей выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям. Традиционные основы воспитания подменяются. Педагогику уважения старших и совместного труда заменяют вседозволенность и удовлетворение своих потребностей, самопожертвование и любовь заменены психологией самоутверждения. Материальные ценности зачастую возвышаются над духовными, поэтому удетей искажаются представления
Дошкольный возраст — пеo доброте, милосердии, великодушии, справедливости.
В настоящее время необходимо как можно раньше приобщать детей к культуре своего народа и развивать национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, «пустить корни» в свою культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.риод формирования духовно- нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, когда закладываются механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни человека наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что чрезвычайно важно в аспекте исследуемой проблемы.
В ходе анализа деятельности педагогического коллектива МБДОУ № 6 «Василек» сегодня остро обозначается проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют им уделять достаточно внимания детям — формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.
С 2010 г. детский сад «Василек» реализует программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования (3—7 лет), объединяющие педагогов, детей и родителей. Программы направлены на приобщение всех участников образовательных отношений к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества. За этот период благодаря коллективу профессионалов успешно работает своя система по активному включению семьи в образовательную деятельность, отличающаяся вариативностью. У нас есть положительные результаты в работе, сложились свои традиции, родители стали активными участниками различных мероприятий детского сада.
В основу содержания работы муниципального дошкольного образовательного учреждения № 6 «Василек» по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста легли:
— работа с педагогами. Одно из основных направлений деятельности по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников. Целенаправленная, систематически спланированная деятельность коллектива на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями воспитанников;
— работа с детьми. Присоединение к духовно-нравственным ценностям семьи помогает ребенку приобрести первичный социокультурный опыт, воспринять традиции своего народа, обрести базовый опыт, на котором закладываются основы личности;
— работа с семьей воспитанников МБДОУ. Решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, поскольку она традиционно являлась главным хранителем социокультурных ценностей в обществе.
Работа с педагогическим коллективом предполагает следующие формы:
— повышение профессиональной компетентности каждого педагога через систему практико-ориентированных семинаров;
— выявление, обобщение и распространение передового опыта среди педагогов МБДОУ;
— проведение мастер-классов, ресурсных кругов;
— системное самообразование педагогов;
— творческие мастерские, конкурсы;
— проектная деятельность;
— публикации в СМИ.
Работа с воспитанниками МБДОУ
Особую важность приобретает формирование навыков успешного социального развития через следующие основные виды активной деятельности ребенка:
— игровая. Применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм поведения в семье, социуме через сюжетно- ролевые, дидактические игры, театральную деятельность;
— чтение художественной литературы. Устное народное творчество, фольклор народов РФ;
— интеграция образовательных областей;
— участие в очных и дистанционных фестивалях, конкурсах различного уровня (от уровня МБДОУ, муниципального и выше).
Активные формы обучения детей предполагают:
— свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса;
— проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта.
Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.
В течение месяца воспитатели планомерно организуют работу с детьми и родителями (законными представителями). Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляется через разные виды детской деятельности: игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурную деятельность. Большинство занятий носит интегративный характер.
В течение учебного года ежемесячно предусмотрено проведение для каждой возрастной группы одного итогового занятия (9 занятий на учебный год). Итоговое занятие направлено на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса.
Работа с родителями (законными представителями) МБДОУ
С родителями детей 3—8 лет в течение учебного года проводятся активные занятия по подпрограмме «Моя семья» (4—5 занятий в год).
Используется широкое варьирование организованных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных (фото 2). Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
Общими усилиями мы делаем жизнь наших детей ярче, интереснее, насыщеннее.
Родители — активные участники традиционных событий детского сада: праздников, фестивалей, конкурсов, проектной деятельности, акций, экскурсий, мастер-классов, занятий с детьми, ресурсных кругов, что способствует формированию нового ценностного опыта в духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Основными традиционными мероприятиями с педагогами, детьми и родителями стали такие, как:
— ежегодный фестиваль «Соцветие народов». Открытое городское мероприятие, приуроченное к Дню народного единства (4 ноября), с участием воспитанников и родителей МБДОУ, этнических общественных объединений г. Сургута. Уже 8 лет подряд двери нашего детского сада гостеприимно будут распахнуты для представителей разных национальностей, населяющих нашу Родину. Атмосфера дружбы и взаимного интереса, отличающая этот праздник, способствует пониманию, что мы едины! Данное социальное взаимодействие позволяет укреплять и развивать межнациональные отношения, сохранять обычаи и традиции народов Российской Федерации;
— торжественное празднование 9 Мая — Дня Победы в Великой Отечественной войне. Организуются выставка сотворчества детей и родителей «Я помню, я горжусь!», Аллея Славы ветеранам Великой Отечественной войны, родственникам наших воспитанников. Проводятся акции: «Всемирный День чтения», посвященный Победе в Великой Отечественной войне; «День памяти», «Бессмертный полк»; «Солдатский вещмешок»; «Георгиевская ленточка». Приглашаются в гости ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, блокадники Ленинграда, узники концлагерей, дети войны;
— ежегодный творческий фестиваль «Дружная семья» в рамках празднования Всероссийского Дня семьи, любви и верности (8 июля). В нем принимают участие семьи наших воспитанников;
— семейное чтение книг по программе «Истоки»;
— оформление «Истоковских уголков», помогающих родителям решать вопросы духовно-нравственного воспитания детей;
— экологический марафон доб- рых дел «Энергия добра», ставший традиционным, проводимый в апреле.
Совместно с педагогами и родителями ежегодно проводятся музыкально-спортивные мероприятия, посвященные Дню Матери, Дню России, Дню Государственного флага Российской Федерации.
Повышение профессиональной компетентности каждого педагога осуществляется через систему практико-ориентиро- ванных семинаров:
— «Модернизация технологий и содержания дошкольного образования на примере программы “Социокультурные истоки”. Новый образовательный инструментарий: книги для развития речи детей 3—7 лет» для педагогов дошкольных образовательных организаций г. Сургута (2019);
— «Эффективная реализация программы “Моя семья”» для педагогов дошкольных образовательных организаций г. Сургута (2019);
— «Укрепление основ семьи (“Семьеведение”) в контексте программы “Социокультурные истоки”» МБДОУ № 6 «Василек» в статусе городского ресурсного центра по программе
«Социокультурные истоки» для педагогов дошкольных образовательных организаций г. Сургута (2021) и др.
Подведя итог, подчеркнем, что наши дети растут на многонациональной земле с неповторимой историей и культурой. Наша задача состоит в том, чтобы передать будущее России, будущее наших детей в надежные, заботливые и добрые руки подрастающего поколения, которое может сохранить культуру, нравственность, созидающую любовь к своему народу. Решение данной проблемы мы видим в формировании духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста на основе объединения усилий семьи и детского сада, создании единого контекста воспитания и развития на основе общности целей, содержании и педагогических технологиях в духовно-нравственном развитии дошкольников.
В дальнейшем мы будем расширять и укреплять традиции детского сада и семьи в вопросе духовно-нравственного воспитания.
Самое большое счастье для родителей — вырастить здоровых и высоконравственных детей.