Чеботарева Н.В., педагог-психолог ГБОУ д/с № 2183, Москва
Родители часто жалуются на своих детей: «Мой сын никогда не доделывает одно дело и берется за другое; сначала играет в игрушки, а потом сразу бежит доставать краски и начинает рисовать, не дорисовав задуманное, вспоминает о конструкторе, и так далее».
Немного теории. В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. И часто ребенок просто оказывается во власти ярких внешних впечатлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на одном, в частой смене деятельности.
Дошкольник может действовать одновременно несколькими предметами, переключаться с одного действия на другое и сосредотачиваться на объекте достаточно длительное время. Но внимание ребенка по-прежнему зависит от эмоций и раздражителей, т.е. чем эмоциональнее деятельность, тем больше сосредоточен ребенок; чем сильнее действует внешний раздражитель, тем больше ребенок отвлекается. Начиная с 5—5,5 лет, дети все меньше реагируют на посторонние раздражители во время выполнения какого-либо действия.
Уважаемые родители! Именно вы являетесь примером для своих деток. А теперь посмотрите на себя со стороны. Всегда ли вы доделываете начатое до конца? Играя с ребенком, всегда ли последовательны в своих действиях? Не будьте строги и слишком требовательны! А лучше совместными с ребенком усилиями доведите дело до конечного результата и отметьте вашу общую победу, не забыв при этом подарить похвалу своему чаду.
Основная значимая особенность дошкольного возраста в области развития внимания — появление произвольности.
В младшем и среднем дошкольном возрасте внимание ребенка направляется под действием словесных указаний взрослого. При этом словесная инструкция «будь внимательным» понимается ребенком уже буквально, он направляет и удерживает свое внимание в зависимости от поставленной цели. Эта способность называется произвольностью внимания. Развитие ее связано, с одной стороны, с развитием речи, с другой — с развитием мышления и деятельности в целом. Оно формируется довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. На этом этапе внимание постоянно «соскальзывает» с поставленной цели, и малышу для продолжения сосредоточения необходимы дополнительные стимулы со стороны взрослого. («Молодец! Ты справился с этим! Будь внимателен, не забудь...…! Проверь еще раз! Как ты думаешь, у тебя все получилось?») При отсутствии таковых произвольность ослабевает и внимание распадается.
В старшем дошкольном возрасте способность ребенка самостоятельно поставить цель, следить или наблюдать за объектом постепенно развивается и достигает своей высшей отметки к 7—7,5 годам, когда ребенок не только понимает роль собственной внимательности для получения результата, но и самостоятельно направляет, удерживает внимание и не отвлекается на посторонние раздражители, выполняя поставленную задачу.
По мере того как ребенок привыкает направлять свое внимание в соответствии с внешней или внутренней целью, развиваются волевые механизмы управления, или формируется привычка заставлять себя быть внимательным.
Развитие волевых усилий связано с формированием норм поведения, когда ребенок приучается сдерживать себя в зависимости от понятий: «хорошо — плохо», или «можно — нельзя».
Как достигнуть такого уровня развития произвольности, когда ребенок самостоятельно ставит цель и удерживает свое внимание на протяжении ее достижения? Это происходит постепенно и только под руководством взрослого. Уважаемые взрослые! Если вы думаете, что ребенок может один заниматься каким-то интересным делом очень долгое время, вы ошибаетесь! Отбросьте свои дела. Сядьте рядом с ним. Даже ваше простое присутствие окрыляет малыша, а фраза мамы «Какой ты у меня молодец!» творит чудеса. И вы увидите, с каким рвением и удовольствием он доделает все начатое до конца, осознавая свою значимость и нужность. Мамы и папы! Интересуйтесь занятиями своего чада, ведь блеск счастливых глаз — самый лучший подарок родителям!
Для маленьких детей большое значение имеет умение взрослого, переключая ребенка на разные способы или предметы, удерживать его внимание и доводить начатую деятельность до завершения. Особенно актуальным будет пример с игрушками, когда большинство детей хватают то одну, то другую, не закончив своих действий. Уже в этот момент начинает воспитываться произвольность, но не грубо и откровенно, а косвенно, через интересные для ребенка предложения продолжить игру разными способами. Если малыш будет постоянно наблюдать деликатную настойчивость взрослого, его отношение к игровому действию изменится.
Для развития внимания очень важно использовать игры, в том числе и подвижные, требующие переключения, распределения и сосредоточения внимания. Играйте со своим ребенком везде: дома, на улице, в транспорте. Даже поездка в автомобиле может стать для ребенка полезной: просто попросите его сосчитать все машины красного цвета, или количество светофоров на пути. Для него это полезно и занимательно.
Для облегчения переключения следует устанавливать связь между различными видами деятельности, особенно между игровой и бытовой, и предупреждать ребенка заранее о необходимости переключиться с игры на одевание или еду.
Для активизации внимания нужно подбирать предметную среду, которая стимулирует активную познавательную деятельность. И совсем необязательно иметь дома большую коробку с дорогими игрушками.
Вот некоторые развивающие упражнения на внимание.
1. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, слон и др. По договоренности он должен отреагировать на определенные слова. Например, хлопать в ладоши, когда встретится слово, обозначающее животное, посуду, мебель или что-нибудь другое. Если ребенок сбивается, повторите задание снова. Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. В третьей серии можно усложнить задание, объединив первое и второе, т.е. ребенок должен хлопать в ладоши, если слышит слово, обозначающее животное, и вставать, если называют какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту и распределение внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность.
2. Для этого упражнения понадобится какой-нибудь детский журнал: откройте любую страничку и попросите ребенка назвать все предметы, нарисованные там; для усложнения задания попросите найти в журнале диких животных и назвать их количество.
3. Для следующего упражнения необходимо на белом листе нарисовать большое количество различных геометрических фигур. Ребенку дается задание раскрасить все круги желтым цветом, прямоугольники — красным, квадраты зачеркнуть. Проверить правильность выполнения вместе с ребенком.
4. Если ребенок владеет обратным счетом, можно предложить ему считать в обратном порядке, одновременно выполняя вслед за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, повороты). Усложнять выполнение этого задания можно как за счет постепенного убыстрения обратного счета, так и за счет повышения трудности физических упражнений.
Безусловно, произвольность во многом зависит от состояния ЦНС и темперамента. Если несмотря на выполнение всех рекомендаций ваш ребенок к старшему дошкольному возрасту имеет проблемы с произвольным вниманием, необходимо выявить причины трудностей и осуществить специальную коррекционную работу под руководством специалиста.
Найдите несколько минуток для занятий со своим малышом!
Успехов вам! И будьте внимательны!