Сегодня здоровые дошкольники составляют всего 3—4%. Задача родителей и ДОО — сохранять и укреплять здоровье детей. Современные дети страдают гиподинамией, а ведь достаточное движение — одно из важных условий нормального формирования и развития ребенка.
Движения несут полезную нагрузку и решают оздоровительные задачи. Для привлечения детей к занятиям физической культурой, к самому движению как к одной из наиболее важной составляющей жизни для здоровья на занятиях по физической культуре мы используем нетрадиционное оборудование.
В нашем детском саду в физкультурно-оздоровительной работе регулярно проводятся занятия с веселым мячом — фитбол-гимнастика.
Фитбол-гимнастика уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, подтвержденным опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров. Они тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.
Т.С. Овчинникова и А.А. Потапчук подчеркивают сенсорные особенности мячей. Фитбол имеет форму шара, что предполагает наибольшее соприкосновение ладони и мяча, дает полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Мячи могут быть разноцветные и по-разному воздействовать на психическое состояние и физиологические функции человека. Кроме цветового влияния на организм, они обладают еще и вибрационным воздействием.
Механическая вибрация оказывает специфическое воздействие практически на все органы и системы человека. Непрерывная вибрация действует на ЦНС успокаивающе. Колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Головной мозг получает импульсы, в результате ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей, улучшается способность к самоконтролю и самоанализу.
С самого раннего возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка — двигательного мозга ребенка).
За счет механической вибрации и амортизационной функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах. Эти упражнения благоприятно воздействуют на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки.
Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций и главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Мяч многофункционален по своим свойствам и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора.
Мы проводим занятия преимущественно со старшими дошкольниками. Дети 6 лет имеют более координированные движения, подконтрольные сознанию, которые могут регулироваться и подчиняться собственному волевому приказу. Дошкольники становятся более настойчивыми в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, организованно и дисциплинированно выполнять все команды педагога. В этом возрасте дети хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому мы вводим музыкальное сопровождение.
На седьмом году жизни игровая деятельность переходит в учебную. Ребенок подолгу сидит на занятиях, получая повышенную нагрузку на позвоночник. Эту неизбежную нагрузку можно уменьшить упражнениями фитбол-гимнастики. В 7 лет крепнут мышцы и связки, растет их объем, увеличивается мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сильным размашистым движениям, но хуже справляются с движениями мелкими, дифференцированными, требующими большой точности.
Как подобрать правильно мяч? При посадке на нем угол между голенью и бедром должен составлять 90°. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.
На занятиях используются фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста детей: в 3—5 лет диаметр 45 см, в 6—10 — 55 см. Если рост ребенка ниже 152 см, фитбол в диаметре должен составлять 45 см, если 156—165 см, мяч должен быть диаметром 55 см.
Занятия фитбол-гимнастикой должны проходить не менее 2 раз в неделю (по 30 мин). Группы подбираются с учетом возрастных, двигательных и индивидуальных особенностей детей.
Цель включения фитбол-гимнастики в физическое воспитание дошкольников — повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Для примера приведем один из комплексов упражнений — занятие на фитболе с мячом среднего диаметра.
Цель: координация движений и функция равновесия на фитбол-гимнастике с использованием дополнительных атрибутов.
Задачи
Оздоровительные:
- укреплять мышцы спины и брюшного пресса, создавать хороший мышечныйкорсет;
- формировать правильное дыхание, навык правильной осанки;
- улучшать функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Развивающие:
- улучшать коммуникативную и эмоционально-волевую сферу;
- развивать пластику, ритмичность, восприятие, внимание, память.
Образовательные:
- формировать знания о мяче-фитболе и технике выполнения упражнений на нем;
- развивать и совершенствовать координацию движений и равновесие;
- формировать мелкую моторику и речь.
Оборудование: мячи по количеству детей соответствующего размера.
Занятие проводится по подгруппам. Дети должны уже хорошо освоить технику правильного седа на мяче. Кинезиологические упражнения начинают проводиться в младшей группе. По мере усвоения они усложняются.
Сидя на фитболе, нужно выполнять упражнения с мячами среднего диаметра.
Подготовительная часть (10 мин)
1. Построение в шеренгу.
2. Приветствие (его форма вводится на первом занятии).
3. Упражнение. И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1—2 — два удара пяткой правой ноги об пол; 3 — шаг правой ногой вперед; 4 — левую ногу подставить к правой. То же с другой ноги.
4. Маршировка по сигналу по кругу друг за другом. Педагог в движении выдает мячи каждому ребенку.
5. Ходьба друг за другом, фитбол катить перед собой. Подбородок вперед, следить за спиной.
6. Катание мяча «змейкой» между ориентирами.
7. Ходьба друг за другом, отбивание мяча в движении об пол, ловля его после каждого удара. «Рожки» мяча расположены сбоку.
8. Ходьба друг за другом, подкидывание фитбола вверх.
9. Сидя на фитболе, прыгать на мяче друг за другом.
10. Повторение п. 3.
Основная часть (15 мин)
Детям выдаются мячи среднего размера.
Упражнение 1. И.п.: сидя на фитболе (проверить правильность посадки и постановки стоп: прижаты к полу параллельно друг другу). Раскачиваясь, подкидывать мяч вверх. Стараться не сдвигаясь со своего места, ловить мяч.
Упражнение 2. И.п.: то же. Раскачиваясь, отбивать мяч об пол.
Упражнение 3. И.п.: то же. Раскачиваясь, подкидывать мяч вверх, давать ему удариться об пол. После отскока от пола стараться его поймать.
Игра «Быстро брось, быстро поймай». Дети поворачиваются в общий круг. Инструктор садится на мяч с ними в круг. Дети перекидывают мяч по кругу друг другу против часовой стрелки. Следует заострить внимание на том, что, кинув свой мяч соседу справа, нужно повернуть корпус в левую сторону, чтобы поймать мяч соседа слева.
Упражнение 4. И.п.: то же. Перестроение снова в две колонны. Дети, стоящие в правой линии, убирают мячи. Все участники поворачиваются в середину зала. Дети, стоящие в левой линии, остаются с мячами, делятся на пары и перекидывают мяч друг другу.
Упражнение 5. И.п.: сидя на фитболе. Перекидывать мяч среднего размера друг другу, ударять им в середину об пол между своей парой.
Упражнение 6. И.п.: то же. Выдаются недостающиеся мячи. Перед каждой линией ставится корзина, и обозначается точка метания. Прицелившись и кинув мяч в цель, каждый ребенок прыгает на фитболе по заданной траектории, выстраиваясь в колонну по одному.
Упражнение 7. И.п.: то же. Построение в одну колонну. Перестроение в шеренгу.
Упражнение 8. И.п.: стоя на коленях, фитбол лежит перед ребенком на полу. Толкать мяч головой до назначенного места. Кто первый выполнит задание, тот будет «ловишкой» в подвижной игре.
Подвижная игра «Ловишка с мячом». Играющие прыгают на фитболе, «ловишка» сидя на фитболе в середине зала старается осалить мячом среднего размера играющих. Осаленный ребенок отходит в сторону и выполняет задание инструктора по физкультуре.
Заключительная часть (5 мин)
После игры дети прыгают на линию построения и, сидя на мяче, выполняют упражнения.
1. Кинезиологическое упражнение «Заяц, коза, вилка»
«Заяц». Указательный и средний пальцы вверх — «уши». Безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем.
«Коза». Указательный и мизинец выпрямить, безымянный и средний прижать к ладони большим пальцем.
«Вилка». Указательный, безымянный и средний вытянуть вверх, расставить врозь и напрячь. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Упражнение выполняется поочередно то одной, то другой рукой, затем сразу двумя руками, сидя на фитболе, нужно мягко покачиваться.
2. Кинезиологическое упражнение «Мячик». Глаза медленно поднимать вверх вниз, вращать ими.
3. Построение. Мяч в руках перед собой. Занятие заканчивается той же связкой, что и приветствие. Дети, выходя из зала в колонне друг за другом, кладут фитболы на места.
Резанова М.Н., инструктор по физической культуре МБДОУ д/c № 89 «Умка», г. Северодвинск Архангельской обл.