Носенко И.В., воспитатель МБДОУ д/с «Светлячок», г. Котельники Московской обл.
В последнее время физическое воспитание приобрело особую актуальность, поскольку даже у детей дошкольного возраста нередко наблюдается дефицит двигательной активности. Многие ребята подолгу сидят у телевизора, за компьютером, вследствие чего у них происходят различные нарушения здоровья, ослабевает иммунная система.
В нашем детском саду ведется активная работа по физическому воспитанию. Воспитатели групп проводят различные виды закаливаний: босохождение по ребристой поверхности, полоскание горла, дыхательную и утреннюю гимнастику. Все это способствует физическому укреплению здоровья не только на занятиях по физической культуре, но и вне их. Особую роль в физическом развитии дошкольников играют не только подвижные игры, но и развлечения, посредством которых формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, выносливость, ориентировка в пространстве.
Ежегодно в марте в нашем детском саду широко отмечается праздник Масленица. В этот период уже стало хорошей традицией проводить с детьми не только беседы и занятия на масленичную тематику, но и досуг-развлечение, в котором участвуют все группы детского сада. Совместно с музыкальным руководителем педагоги готовят сценарий праздника, распределяют роли среди воспитанников. Логопед помогает детям в разучивании стихотворений. Педагоги помогают изготавливать атрибуты, нужные к тому или иному развлечению. Вниманию коллег я хочу предложить сценарий досуга-развлечения, посвященного русскому народному празднику Масленице.
Цели:
— закреплять двигательные умения и навыки;
— развивать быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, дисциплинированность и организованность;
— воспитывать чувство коллективизма, дружбы;
— вызывать интерес к спортивным развлечениям.
Предварительная работа: беседа о русском народном празднике Масленице.
Оборудование: двое санок, две пары лыж; обручи, кегли, два мешка.
* * *
На улице звучит русская народная песня «Как у наших у ворот» (обр. С. Смирнова).
Петрушка (с бубном). Внимание, внимание! Веселое гуляние! Собирайся скорее, народ! Вас что-то интересное ждет! Масленица! Масленица! Широкая масленица! Ну-ка, все повеселимся! В пляске быстрой закружимся! (Петрушка и дети пляшут «Пойду ль я, выйду ль я...».)
Петрушка. А где же наша Масленица, наша Авдотья Изотьевна? Позовем ее, ребята! (Дети зовут Масленицу.)
На санях едет Масленица, а за ней Снегурочка, Мишка, Зайчик.
Масленицу снимают с саней, ставят в центре площадки.
Здравствуй, Масленица! (Дети кланяются.)
А мы Масленицу ожидали,
Киселя с молоком
не хлебали.
А мы Масленицу
да встречаем,
Да к себе-то Масленицу
зазываем!
Снегурочка
Крепче за руки беритесь
И в два круга становитесь.
Будем весело плясать,
Масленицу прославлять!
Дети берутся за руки и водят хоровод вокруг Масленицы.
Наша Масленица годовая —
Она гостьюшка дорогая!
Она пешею да не ходит
Все на кониках
разъезжает…...
Чтобы коники были
вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Мишка. Ребята! Давайте порадуемся приходу весны и попляшем на радостях!
Звучит русская народная мелодия. Дети пляшут.
Снегурочка
Хороша ты, русская зима!
Одеты в белое дома!
Стоят деревья в шапках белых.
Зима для сильных и для смелых!
Петрушка (обращается к ребятам). Ну, кто смелый?
А кто сильный? Выходи по одному!
С дошкольниками проводятся следующие игры и развлечения: эстафеты на лыжах и санях, бег в мешках, перетягивание каната.
Мишка. Ребята, про меня забыли! Я — Мишка, люблю играть в ловишки!
С детьми проводится игра «Ловишки».
Ведущий выбирает ловишку. Он стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети находятся у противоположной стены.
Под музыку дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят:
Раз-два-три,
Раз-два-три.
Скорее нас лови!
Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Ловишкой становится тот, кого поймали, и игра повторяется вновь.
Петрушка. Устали, ребята? Надо бы кого-то на помощь позвать! Снегурочка-волшебница! Надо кого-нибудь из сказки позвать!
Снегурочка. Так кого же? Решайте, ребята!
Дети просят позвать Емелю.
Ну, я начинаю! Внимание! Полная тишина! Мой волшебный сапожок, становись на каблучок, вправо-влево повернись, что скажу — то появись! Емеля-дружок!
Появляется Емеля с балалайкой, напевает: «Ой, мороз, мороз...».
Емеля. Ой, как много здесь ребят! На меня они глядят! Здравствуйте, люди добрые!
Петрушка. Здравствуй, Емеля-дружок!
Емеля. Здравствуй, Петруха! Есть ли у тебя блинок? Я проголодался, пока до вас добирался!
Петрушка. Прежде чем блины получать, надо для ребятишек сплясать!
Дети просят Емелю немного поплясать.
Емеля. А мне что-то неохота!
Петрушка. Ну не ленись, Емеля, стыдно!
Емеля. Да ну, ноги не идут! Во! (Проходит перед ребятами заплетающейся походкой.)
Петрушка. А ты скажи волшебные слова, ноги-то твои сами в пляс пойдут!
Емеля произносит волшебные слова и тут же пускается в пляс.
Емеля. И то правда! Ехал к вам и грустил... А сейчас малость развеселился! Спасибо вам, ребята! За вашу пляску и веселье вам будет угощенье! (Сначала шепотом, а затем громко.) Явись-ка сюда, красавица млада, да с блинами масляными, круглыми да вкусными! С Масленицей вас, ребята! (Взрослые на подносах выносят блины и мед в плошках.)
Петрушка. Где блины — тут и мы! Спасибо тебе, Емеля!
Емеля. Да не меня, Масленицу благодарите!
Все дети благодарят Масленицу — кланяются ей в пояс.
Петрушка. Ну что, ребята, попрощаемся с Масленицей? Масленица загорела — всему миру надоела.
Взрослые зажигают Масленицу. Дети едят на свежем воздухе блины с медом и возвращаются в группу.