Морозова Г.А., инструктор по физкультуре МАДОУ ДСКВ № 7, г. Сосновоборск Красноярского края
Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами ДОУ.
Семья и детский сад — социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. Поступая в ДОУ, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, слаборазвитые двигательные навыки (быстроту, ловкость, координацию движений).
Специалисты, работающие в дошкольном учреждении, могут помочь взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям), чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки.
Один из путей решения задач — совместная спортивная деятельность детей и взрослых как в детском саду, так и в семье.
В ДОУ разработаны формы тесного взаимодействия детей и взрослых:
— в детском саду — физкультурные занятия, развлечения и праздники, элементарный туризм;
— в семье — утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, комплексы упражнений по профилактике нарушения осанки и развития плоскостопия.
Для решения задачи оздоровления детей необходимо установить контакт со взрослыми, участвующими в воспитании. Эта работа предполагает несколько этапов.
Первый — знакомство с родителями, установление доверительных отношений.
Второй — формирование установки на сотрудничество с помощью:
— анкетирования родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка;
— ознакомления родителей с результатами обследования;
— индивидуальных и групповых консультаций;
— рекомендаций;
— открытых занятий.
Третий — организация открытых мероприятий, позволяющих получить не только теоретические знания, но и практическую подготовку по вопросам воспитания. На этом этапе проводятся:
— совместная спортивная деятельность с детьми и родителями;
— занятия, развлечения, походы, праздники и т.д.;
— консультационные встречи со специалистами;
— составляются индивидуальные планы оздоровления детей (совместно со специалистами и родителями).
Пути установления
сотрудничества
с родителями
w Предоставление возможности наблюдать за ребенком во время физкультурных занятий, праздников, развлечений.
w Проведение групповых консультаций, бесед с целью информировать о развитии двигательных навыков, влиянии воспитания на формирование физических качеств и т.д.
w Подбор литературы из педагогической библиотеки ДОУ.
w Привлечение родителей к подготовке спортивных мероприятий.
Физкультурные
праздники и развлечения
Задачи:
— удовлетворять природную потребность детей в движении;
— воспитывать желание систематически заниматься физкультурой и спортом;
— приобщать к ЗОЖ;
— формировать основы культуры поведения на праздничных мероприятиях.
Праздничные мероприятия укрепляют взаимоотношение взрослых и детей, наполняют их теплотой, пониманием, способствуют повышению авторитета родителей (дети видят, как красиво родители выполняют упражнения, быстро бегают, ловко играют; гордятся сильными папами и грациозными мамами, подражают им).
Содержание праздников включает эстафеты, игровые задания, подвижные игры и т.д., где взрослые выступают в паре с ребенком, группой детей. Участие в соревнованиях повышает интерес к физическим упражнениям, формирует выносливость, смекалку, ловкость, решительность. Дети учатся оценивать свои возможности и управлять своим поведением.
«А ну-ка, парни!»
Спортивный праздник,
посвященный
Дню защитника Отечества
Цели:
— формировать основы ЗОЖ;
— двигательные умения и навыки.
Задачи:
— осуществлять преемственность между детским садом и семьей по физическому воспитанию;
— содействовать развитию основных движений — ходьбы, бега, прыжков, метания;
— развивать психофизические качества — смелость, ловкость, силу, быстроту, умение ориентироваться в пространстве;
— воспитывать интерес к спортивным праздникам, чувство коллективизма;
— создавать радостное настроение.
Оборудование: по два флажка (для каждого ребенка), обруча, совка, стакана, кувшина и теннисных мяча; двое шароваров, цветы; мячи, большие мячи с ушками; конверты, шарики (30 шт.); по две корзины и щетки; ведро с водой, стартовые и финишные ориентиры, сладкие призы, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: закреплять на занятиях элементы эстафет, готовить музыкальные номера, придумывать название команд, эмблемы.
* * *
Под песню «Будем в армии служить» (муз. Ю. Чичкова, сл. В. Малкова) дети с флажками входят в зал. Перестраиваются в три колонны и выполняют упражнение с флажками (по выбору инструктора).
Инструктор. Мы рады приветствовать вас в нашем зале, дорогие ребята и уважаемые родители! У нас сегодня особый повод для встречи, мы поздравляем наших мальчиков, пап, дедушек, братьев с мужским праздником и желаем им здоровья богатырского, счастья безграничного и мирного неба над головой.
День нашей армии сегодня,
Сильней ее на свете нет.
Привет защитникам народа,
Российской армии привет!
1-й ребенок
По-разному зовутся дети,
Нас очень много на планете.
Есть Вани, Пансы, Пьеры,
Джоны,
Детей повсюду миллионы.
2-й ребенок
Нужны нам песни, книжки,
пляски
И увлекательные сказки.
Бассейны, горки, турники,
Сады, фонтаны, цветники.
3-й ребенок
Хотим мы вырасти врачами,
Строителями, скрипачами,
Учителями и артистами,
Летчиками и связистами.
4-й ребенок
Хотим под мирным небом
жить,
И радоваться, и дружить.
Хотим, чтоб всюду
на планете,
Войны совсем не знали дети.
Дети рассаживаются на стулья.
Инструктор. Сегодня на празднике пройдет конкурс «А ну-ка, парни!» с участием ваших пап. Участникам предстоит проявить смекалку, чувство юмора, быстроту, ловкость, мужество. Встречайте команды «Моряки» и «Танкисты».
Команды представляются.
Готовы! Команды, на старт!
Проводятся конкурсы.
«Кавалеристы»
Игроки команд должны срочно доставить в штаб важное сообщение. Команда, быстрее выполнившая задание, объявляется победителем.
Инструктор
Команды, седлайте коней!
Чтоб здоровьем завидным
отличаться,
Надо больше тренироваться!
А сейчас проведем мы
наглядный урок:
Кто из вас самый меткий
стрелок.
«Эх, тачанка!»
Участники команд разбиваются на пары — ребенок и взрослый (папа). По сигналу ребенок садится на скейтборд, папа везет его до определенного места, где он берет мешочек (гранату) и бросает ее в корзину. После этого они возвращаются к своей команде, передают скейтборд следующей паре. Побеждает команда, первой выполнившая задания и точнее попадавшая в цель.
Инструктор
Теперь загадку отгадайте:
Он границу охраняет,
все умеет он и знает.
Во всех делах солдат
отличник,
И зовется ...
Дети. Пограничник.
Инструктор. Молодцы! Сейчас конкурс для пап.
«Минное поле»
За одну минуту папы-саперы должны разминировать поле (совком и щеткой собрать «бомбы»).
Инструктор. Молодцы, как хорошо и быстро папы справились с заданием. А теперь сюрприз от наших девочек. Ох, они у нас и красивые, и умные, а какие талантливые! Частушки поют, стихи читают. Убедитесь сами!
Девочки исполняют частушки для пап.
1-я девочка
Запевай, моя подружка,
Подпою тебе и я.
Мы с веселою частушкой
Неразлучные друзья.
2-я девочка
Я папулечку люблю,
Как конфетку сладкую.
Его ничем не заменю,
Даже шоколадкою.
3-я девочка
Если папа загрустит,
У меня печальный вид.
Ну а если улыбнется,
Сердце радостно забьется.
4-я девочка
А мой папа всех добрей,
Любит всех моих друзей.
Кашу манную нам сварит,
Мыть посуду не заставит.
5-я девочка
Лучше папы человека
В целом мире не сыскать.
Гвоздик он забить сумеет
И белье прополоскать.
6-я девочка
А мой папа всех умнее,
А мой папа всех сильнее.
Знает, сколько пять плюс
пять,
Штангу может поднимать.
7-я девочка
А мой папа просто класс!
Скоро купит он КамАЗ,
Будет он меня катать
И научит управлять.
8-я девочка
А мой папа круче всех —
Бизнес процветает.
И поэтому нам с мамой
Он подарки дарит.
Девочки (все вместе)
Милые папулечки,
Наши дорогулечки!
От души вас поздравляем,
Всего лучшего желаем!
Девочки читают стихи, посвященные мальчикам.
1-я девочка
Драчливой нашей половине
Мы поздравленья шлем свои.
Для поздравленья есть
причины —
«Ура!» защитникам страны!
2-я девочка
Когда на ваши потасовки
Со стороны мы все глядим.
Мы верим — с вашей
подготовкой
Страну всегда мы защитим!
3-я девочка
Пускай над глазом расцветает
Синяк пурпурно-голубой:
В ученье тяжело бывает,
Гораздо легче будет бой.
4-я девочка
Мы мальчишек поздравляем
И здоровья вам желаем!
Чтоб росли большими
И отличниками были!
Инструктор. Продолжаем наши конкурсы.
Находчивым и ловким
Должен быть солдат.
Внимательность и точность
Ему не повредят!
«Водоносы»
Задача команд пополнить запасы воды, залить бочонки. Для этого нужно на старте наполнить стакан водой, пройти с ним по мостику, через туннель (обручи), вылить воду в бочонок, вернуться к команде, передать стакан следующему игроку.
Побеждает команда, первой выполнившая задачу.
Инструктор. Как вы считаете, солдату нужны крепкие мышцы, крепкие и сильные руки?
Дети отвечают.
Тогда в строй все становитесь и корабль разгрузите.
«Разгрузи корабль»
Команды строятся в две шеренги напротив друг друга. Перед первыми игроками лежат обручи с мячами (снарядами). Замыкают команды взрослые в больших широких шароварах (это склады). По сигналу участники по цепочке передают мячи (снаряды), а последний игрок складывает их в шаровары.
Победителем считается команда, быстрее закончившая эстафету.
Инструктор. Моряки и танкисты — народ веселый, любят петь и танцевать. Танец «Морячка» исполнят все ребята.
Дети танцуют.
А сейчас командам предстоит расшифровать поздравление, которое находится на кубиках, его приготовили для вас девочки. Обратите внимание на схему, она поможет вам справиться с заданием.
Команды готовы? Отлично! Приступайте к расшифровке!
Дети и взрослые читают, что написано на кубиках.
«23 февраля. Поздравляем!
Хотим под мирным небом
жить,
Радоваться, работать и детей
растить.
Хотим, чтоб всюду
на большой планете
Войны не знали наши дети».
Под песню «Маленькая страна» (муз. и сл. И. Николаева) дети с цветами в руках выполняют упражнение (по выбору инструктора).
После этого подводятся итоги, победители награждаются грамотами, а все участники — сладкими призами.
Инструктор. Наш праздник подошел к концу. Всем спасибо, до новых встреч!
Инструктор благодарит всех за веселый праздник.
Под песню «Бравые солдаты» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) дети выходят из зала.