Парамонова М.Ю.,
канд. пед. наук, декан факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», главный редактор журналов «Воспитатель ДОУ», «Инструктор по физкультуре»;
Макарова Л.В.,
канд. мед. наук, зав. лабораторией физиолого-гигиенических исследований в образовании ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО, главный редактор журнала «Медработник ДОУ», Москва
Как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром! Не случайно на протяжении всей истории человечества ведутся отчаянные информационные войны, а в современный период, к сожалению, мы становимся свидетелями особо жесткой борьбы в мировом масштабе за контроль над информационными ресурсами. Это касается всех областей жизни, не исключая педагогики. Всего лишь один учебник или учебная программа могут решить чьи-то разумные, а иногда и не очень, задачи и привести к прекрасным или, напротив, плачевным результатам — и не для одного ребенка, а для целого поколения! Примеры подобному уже есть.
Поэтому одна из первостепенных целей успешного введения ФГОС ДО — обеспечение возможности для всех педагогов страны своевременно получать объективную информацию, в том числе в области "Физическое развитие".
Сегодня проблема психического и физического здоровья детей — одна из самых важных в контексте образовательной реформы.
Приведем лишь несколько фактов из Государственного доклада Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» [1]. Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 г. подтвердили тенденции к ухудшению состояниz здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45,5 до 33,89%) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии был отмечен по следующим классам болезней: крови и кроветворных органов — 32%, прежде всего, за счет анемий (33%); эндокринной системы — 31%, в основном за счет заболеваний щитовидной железы (34%) и ожирения (25%); костно-мышечной системы — 26,5%; системы кровообращения — 24%; органов пищеварения — 24%.
Проведенный Минздравсоцразвития России анализ официальных статистических данных показал, что общая заболеваемость детей первого года жизни в 2010 г. по сравнению с 2005 г. выросла на 2%, в то же время за аналогичный период заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 7, а среди детей в возрасте 15—17 лет — на 19,3%.
В 2010 г., по данным официальной статистики, среди детей, обучающихся в школах, первую группу здоровья имели 20,7%, вторую — 59,2, третью (хронические заболевания) — 18,3, четвертую и пятую группу здоровья (инвалидизирующие заболевания) — 1,8% детей.
В то же время, по данным ГУ «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН», в ДОО первую и вторую группу здоровья имеют от 62 до 75% детей, в начальных классах — от 50 до 60%, а в старших классах — лишь 28—40%.
Также, по официальным статистическим данным за 2010 г., отмечается рост числа детей, поступающих в школу с понижением остроты слуха на 67%, остроты зрения — в 2 раза, с нарушением осанки почти в 5 раз, со сколиозом — в 5,5 раз.
Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет (заболевания с впервые поставленным диагнозом) за прошедшие 10 лет выросла в 1,4 раза, или на 42,5%. Рост этого показателя связан как с истинным ухудшением состояния здоровья детей, так и с улучшением диагностики, повышением качества диспансеризации населения.
Самые высокие темпы роста показывают заболевания костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), крови и кроветворных органов (в 2,3 раза), эндокринной (в 2,2 раза) и мочеполовой системы (в 2,2 раза).
Сравнительный анализ распространенности болезней среди детского населения от 0 до 14 лет показал постепенное повышение ее уровня в РФ за период 2002—2008 гг. на 15 % [3].
А вот какие данные приводит Роспотребнадзор в государственном Докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ в 2012 г.» [2]: в ходе профилактических осмотров в 2010—2011 гг. наблюдалось увеличение числа детей с понижением остроты зрения в конце первого года обучения в 1,5 раза, сколиозом — в 1,6 раза, нарушением осанки — в 1,3 раза по сравнению с результатами осмотра перед поступлением в школу.
При профилактических осмотрах в 2011 г. выявлены нарушения зрения у детей и школьников в возрасте до 17 лет — 7,31% от общего числа, сколиоз выявлен у 1,91, нарушения осанки — у 7,08% детей.
Как мы видим, статистика не вселяет оптимизма.
Более того, проблему физиологической незрелости детей при рождении еще в ХХ в. актуализировал отечественный ученый-физиолог Н.А. Аршавский. Уже при рождении у большого количества детей отмечается физиологическая незрелость. По 10-балльной шкале Абгара ее показатель в последнее время — 6—7 баллов, и это распространенная ситуация. Однако последствия физиологической незрелости при рождении можно во многом нивелировать. В то же время, если эта проблема не решена в раннем и дошкольном возрасте, физиологически незрелый ребенок испытывает трудности в детском саду, затем с трудом осваивает школьную программу, и проблемы нарастают как снежный ком. Надо отметить, что изучением проблемы физиологической незрелости детей и разработкой методов ее решения успешно занимаются в Институте возрастной физиологии РАО.
Чтобы понять причины ухудшения показателей здоровья наших детей, давайте вспомним факторы обеспечения здоровья.
Эксперты ВОЗ еще в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были подтверждены исследованиями в нашей стране следующим образом (в скобках — данные ВОЗ):
— генетические факторы: 15—20% (20%);
— состояние окружающей среды: 20—25% (20%);
— медицинское обеспечение: 10—15% (7—8%);
— условия и образ жизни: 50—55% (53—52%).
Как видно из представленных цифр, практически наполовину здоровье определяется условиями и образом жизни.
В связи с этим становятся понятными первоочередные задачи, поставленные ФГОС ДО [4]:
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
— создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылок к учебной деятельности;
— обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Не случайно первой обозначена задача укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
Самое непосредственное отношение к вопросам охраны здоровья дошкольника имеет образовательная область «Физическое развитие».
Согласно стандарту, физическое развитие включает:
— приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
— воспитание целенаправленности действий и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Одно из важнейших условий успешного внедрения ФГОС ДО в практику дошкольных образовательных организаций — своевременная, профессиональная, высококвалифицированная информационная поддержка.
В качестве информационных ресурсов можно рассматривать:
- нормативную базу;
- научные исследования;
- систему подготовки педагогических кадров (образовательные организации ВПО, среднего звена, а также система переподготовки и повышения квалификации кадров);
- научно-практические мероприятия;
- СМИ.
Нормативная база
Надо заметить, что в области формирования нормативной базы наблюдается некоторый «информационный голод». У педагогов имеются определенные ожидания и запросы относительно подготовки необходимых инструктивных и информационно-методических материалов, раскрывающих особенности организации образовательной работы в ДОО, в том числе в переходный период. В настоящее время практики испытывают объективные трудности при проектировании образовательной и физкультурно-оздоровительной работы. Перечислим некоторые причины этих трудностей:
— огромное количество нормативных документов и недостаточный объем комментирующих (разъяснительных) методических материалов, писем, подготовленных Минобрнауки;
— недостаток методической помощи от соответствующих служб разных уровней;
— недостаточная подготовленность самих педагогов и/или нежелание практиков (особенно с большим стажем работы) принимать перемены и перестраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями, преодолевать сложившиеся ранее стереотипы;
— непонимание необходимости перемен;
— тяготение к учебно-дисциплинарной модели;
— разобщенность специалистов.
Сейчас Министерством образования и науки РФ подготовлены соответствующие документы, в том числе методические рекомендации по экспертной оценке образовательных программ, где определены критерии качества программы и т.д.
В настоящее время особо актуален вопрос консолидации науки, образования и практики. Всем известна распространенная ситуация, когда они существуют сами по себе. Эту устоявшуюся тенденцию необходимо менять. И такой опыт, мы думаем, есть уже у многих вузов и научных организаций. Так например, факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ несколько десятилетий тесно сотрудничает с научными институтами РАО, в частности с ИППД РАО.
Ведется многоплановая совместная работа в области научного сотрудничества:
— проведение научных исследований и научно-практических конференций;
— участие научных работников в образовательном процессе факультета;
— подготовка совместных сборников научных статей;
— стажировки;
— научное консультирование и др.
Научные исследования
В период преобразований на фоне неутешительных показателей здоровья детей мы переосмысляем отдельные подходы к воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в том числе в области физического воспитания, разрабатываем и реализуем инновационные педагогические технологии, чтобы совершенствовать процесс физического воспитания детей. Вместе с тем эффективность системы физического воспитания во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей. В дошкольный период происходит становление личности ребенка, закладываются основы его общей и физической культуры, формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, закладывается фундамент двигательного опыта, а физическая активность является условием гармоничного развития. В связи с этим становится очевидной необходимость научной разработки вопросов физического воспитания. Оригинальный новаторский подход к проблемам физической культуры дошкольников, базирующийся на фундаментальных научных знаниях, безусловно, должен поддерживаться и пропагандироваться.
И конечно, в первую очередь, необходимо в доступной форме информировать практиков о результатах новейших научных разработок, что и стараются делать журналы издательства «ТЦ Сфера». Большой интерес представляют для педагогов изложенные в статьях взгляды ученых, например, д-ра пед. наук В.Н. Шебеко на психомоторную одаренность дошкольников, определение показателей которой позволяет рассматривать двигательное творчество как условие самореализации ребенка; д-ра психол. наук Ю.И. Родина на взаимосвязь психического и физического развития ребенка и особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и т.д.
Система подготовки кадров
В настоящее время необходим качественно иной уровень требований к педагогу, и, следовательно, к его подготовке. В ДОО должны работать люди с высшим образованием, и нужно создавать все условия для его получения.
Современный педагог должен обладать умением адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий, владеть технологиями принятия оптимальных решений. Кроме этого, педагогу необходимо обладать широтой взглядов, способностью отказаться от авторитарных форм организации разных видов деятельности и методов воспитательно-образовательного процесса в целом, умением общаться и взаимодействовать с разными участниками педагогического процесса.
Именно такой педагог сможет обеспечить раскрепощение личности дошкольника, освободить его от страха перед авторитетом взрослого, ошибкой, оценкой, научить сотрудничеству в разнообразных сферах жизнедеятельности. По мнению исследователей, необходим комплексный подход, который позволяет реализовать целостное решение задач воспитания и обучения, повысить эффективность образовательного процесса и оптимизировать его. Это требует преодоления стереотипов деятельности, внедрения новшеств в педагогический процесс через развитие навыков исследовательской деятельности, что предполагает создание условий для обогащения инновационного потенциала студентов.
В новой концепции педагогического образования делается упор на усиление практической составляющей и реализацию образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия. Так, в настоящее время Министерством образования и науки РФ объявлен конкурс среди государственных вузов на реализацию подобной программы для воспитателей.
В проекте ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» предусмотрен не только академический, но и прикладной бакалавриат, где в большей степени будут реализовываться эти задачи. Актуален многоуровневый бакалавриат. Многие вузы открывают образовательные программы с двумя профилями. Например, на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ в этом году открыт прием на двупрофильные образовательные программы «Дошкольное образование» и «Начальное образование»; «Дошкольное образование» и «Иностранный язык»; впервые — «Дошкольное образование» и «Музыка». Совершенствуется подготовка педагогов дополнительного образования. Второй год идет прием на программу «Дополнительное образование (раннее творческое развитие)» по музыке и изобразительному искусству. Открыт набор на пять магистерских программ (в магистратуру в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» [5] могут поступать люди с любым высшим образованием): «Оздоровительные технологии в дошкольном образовании», «Менеджмент в дошкольном образовании», «Образование детей старшего дошкольного возраста», «Педагогика дошкольного детства», «Психологическое сопровождение развития детей раннего и дошкольного возраста в семье и образовательных учреждениях».
В каждой из перечисленных программ предусмотрено большое количество дисциплин, направленных на изучение физических и психических особенностей ребенка, освоение методики работы по реализации задач образовательной области «Физическое развитие».
Изменения в вузовской подготовке педагога сейчас идут как на уровне разработки учебных планов, так и на уровне технологий.
Одно из достижений факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ — введение специализаций, в том числе специализации «Физическая культура в дошкольном детстве». В настоящее время вуз перешел на подготовку бакалавров и магистров, закрыв набор специалистов, однако в основной образовательной программе предусмотрен соответствующий модуль.
С введением ФГОС ДО необходимо переучить всех педагогов страны. Это серьезная масштабная работа. Поэтому система переподготовки и повышения квалификации сейчас востребована как никогда. Педагогам предлагается большое количество длительных и краткосрочных программ повышения квалификации. Министерство образования и науки РФ в самое ближайшее время организует обучение педагогов в Крыму. Для осуществления этой работы в города нового субъекта РФ командируется большое количество преподавателей педагогических вузов.
Научно-практические мероприятия
конференции, круглые столы, методические семинары позволяют вести диалог в педагогическом сообществе, получать актуальную информацию, обмениваться идеями, приобретать новых партнеров и т.д. В текущем и прошлом году была отмечена невероятная активность в проведении таких мероприятий.
Вот уже во второй раз издательство «ТЦ Сфера» и Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии Московского института развития образования провели семинар «Развитие дошкольного образования на современном этапе». Мы надеемся, что в скором времени он превратится в широко известную и постоянно действующую методическую площадку по повышению квалификации педагогических кадров.
Средства массовой информации
Важно обеспечить в масштабах страны возможность обмена мнениями, региональным опытом быстрого и продуктивного решения возникающих проблем, совместного поиска ответов на сложные вопросы.
В качестве такого информационного ресурса и выступает на сегодняшний день созвездие периодических изданий «ТЦ Сфера». В интервью журналу «Управление ДОУ» академик РАО, член Президиума Российской академии образования, д-р психол. наук, профессор Александр Григорьевич Асмолов подчеркнул роль издательских групп, в том числе в продвижении новых образовательных программ, отметив при этом издательство «ТЦ Сфера».
К периодическим изданиям СМИ в свете современных задач предъявляются требования объективности, научности, высокого качества публикаций, доступности изложения материалов, наличия обратной связи, высокого профессионального уровня авторов, наглядности, практической ориентированности, быстрого реагирования на насущные проблемы образования. Издания должны отражать систему знаний и учитывать интересы широкой читательской аудитории.
Именно в соответствии с этими принципами построена работа журналов «Инструктор по физкультуре», «Медработник ДОУ», «Воспитатель ДОУ», «Управление ДОУ», «Логопед».
Как уже говорилось выше, важное условие успешного внедрения ФГОС ДО в практику — своевременная, профессиональная, высококвалифицированная информационная поддержка. Специализированные журналы всецело отвечают этому требованию. Через журналы педагоги могут получить достоверную информацию из первых рук.
Авторы журналов — профессионалы из всех регионов России. Мы искренне надеемся на появление в скором времени публикаций из Крыма и Севастополя.
Большое тематическое разнообразие статей обеспечивает целостность восприятия всей системы работы по образовательной области «Физическое развитие».
Рубрики журналов позволяют представить материалы в соответствии с ФГОС ДО. Это касается и условий реализации образовательной программы, и содержания, и результатов.
У журналов давно налажена обратная связь с читателями, что обеспечивает возможность реагировать на потребности практиков, их запросы и тем самым делает издания «живыми» помощниками в работе, практически собеседниками.
Таким образом, в качестве эффективно действующей информационной площадки образовательной области «Физическое развитие» можно рассматривать журналы «Воспитатель ДОУ», «Медработник ДОУ», «Инструктор по физкультуре».
Высокий профессионализм коллектива авторов, тематика публикаций, разнообразие рубрик, широкий спектр новых нормативных документов уже сегодня позволяют журналам выступать в качестве информационного ресурса и оказывать реальную поддержку в вопросах внедрения ФГОС ДО в практику ДОО нашей страны.
В заключение хочется подчеркнуть, что не следует боятся перемен. Опыт практических работников бесценен!
Давайте вместе изменять нашу жизнь и жизнь наших детей к лучшему!
Литература
1. Государственный доклад Минздравсоцразвития России от 17.11.2011 «О положении детей в Российской Федерации» (2010 год). http://www.garant.ru
2. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ в 2012 г.».
3. Основные тенденции здоровья детского населения России / Под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. М., 2011.
4. Приказ Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября.
5. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 25 ноября.