Руднева А.М.,
инструктор по физкультуре МБДОУ д/с № 83
«Золотой петушок», г. Норильск Красноярского края
Здоровье — основа формирования личности ребенка. Ухудшение состояния здоровья детей — одна из самых острых проблем, стоящих перед обществом. Снижение общей заболеваемости возможно при правильной организации физкультурно-оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.
Забота о здоровом образе жизни — основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить его укрепление можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Общероссийская проблема детского здоровья особенно актуальна и для маленьких норильчан. На ребенка, живущего на Крайнем Севере с резко выраженным климатом, сильное влияние оказывают специфические экологические и климатические факторы, в результате чего происходят снижение иммунологических свойств организма, расстройство ряда физиологических функций, интенсивность обменных процессов, повышаются утомляемость и сонливость, склонность к аллергическим состояниям и авитаминозам.
Двигательная активность служит важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: общей, мимической и речевой, тонких движениях кистей и пальцев рук, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях. Установлена также прямая зависимость между уровнем двигательной активности и развитием психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, речи, мышления.
Поэтому своевременно организованная работа по развитию у детей двигательных функций в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. Коррекцию и устранение нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-коррекционно-развивающей среды.
Физкультурная деятельность также выступает действенным средством социализации личности. Эффективным результатом социализации может стать укрепление семьи, сплочение детского коллектива. Но поскольку признание приоритета семейного воспитания требует взаимоотношений семьи и детского сада (в семье закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую он подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности), то сознательное отношение к собственному здоровью нужно формировать в первую очередь у родителей и педагогов. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Эффективное формирование здорового образа жизни с учетом всех составляющих невозможно без включения в физкультурно-оздоровительную работу ДОО всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников, родителей.
Для успешной реализации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду творческая группа педагогов и специалистов разработала проект.
Цель проекта: формирование у воспитанников и их родителей желания и потребности в здоровом образе жизни через включение участников образовательного процесса в физкультурно-оздоровительную работу.
Задачи
Общие:
— определить модель взаимодействия педагога с детьми с целью вовлечения в инновационную деятельность;
— разработать систему мероприятий, позволяющих повысить компетентность родителей в вопросах оздоровления детей;
— установить сотрудничество с организациями социума г. Норильска и района Талнах для научно-консультативной поддержки: Управлением образованием, Центром внешкольной работы р-на Талнах, МОУ «СОШ № 39», МАДОУ № 81 «Конек-горбунок», детской поликлиникой;
— обеспечить педагогическое сопровождение дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности;
— обогатить образовательную среду, стимулирующую интерес к двигательной деятельности.
Оздоровительные:
— создавать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья;
— реализовать потребности в двигательной активности;
— совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к различным заболеваниям путем закаливания;
— систематизировать здоровьесберегающие технологии в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования.
Образовательные:
— формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки в соответствии с индивидуальными особенностями детей;
— развивать интерес к занятиям спортом;
— формировать ценностное отношение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Воспитательные:
— воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
— выработать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
Методы исследования:
— диагностические (психологическая и педагогическая) Керна-Йирасика, стандартная беседа Н. Нежновой, оздоровительные игры В.Г. Алямовской, педагогическая диагностика развития ребенка в семье и др.;
— проведение медико-педагогического мониторинга здоровья и физического воспитания детей;
— отслеживание промежуточных результатов состояния здоровья, развития детей, их коррекция;
— рефлексивный анализ результатов деятельности педагогов.
Принципы реализации проекта:
— разностороннего развития личности — активизация мыслительной деятельности, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения;
— гуманизации — физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности с учетом желаний и настроений детей;
— индивидуальности — обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки;
— цикличности и систематичности — постепенное повышение нагрузки по мере физической подготовленности;
— оздоровительный — обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности в продуктивных видах деятельности;
— взаимосвязи с семьей — соблюдение единых требований ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка;
— доступности медико-социальной помощи;
— ответственности сотрудников ДОО;
— соблюдения прав человека и гражданина;
— обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей.
Предполагаемые результаты
Положительные:
— повышение творческой активности педагогов через самообразование, прохождение курсов повышения квалификации;
— присутствие у большинства родителей мотивации к оздоровлению детей;
— снижение уровня заболеваемости, положительная динамика состояния здоровья.
Отрицательные: отсутствие положительной динамики в улучшении здоровья у некоторых детей в силу их физиологических особенностей и отсутствие у родителей мотивации к оздоровлению.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
— выбор направления на итоговом педагогическом совете;
— выбор темы и разработка основных положений исследовательского проекта;
— формирование исследовательской группы из числа педагогов, специалистов, медиков; определение их личностных качеств и отношения к работе;
— методическое обеспечение проекта: пополнение базы нормативных правовых документов, методической литературы, пособиями по теме исследования;
— создание образовательной развивающей среды, стимулирующей интерес к двигательной деятельности (информативной, привлекательной и доступной);
— поиск и подбор методов исследовательской деятельности;
— разработка системы физкультурно-оздоровительной работы, направленной на интегрированное обучение;
— изучение интереса дошкольников и их родителей к выбранной теме (психолого-педагогическая диагностика актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) в области физического воспитания на основе адекватно подобранных диагностических методик);
— изучение и анализ методической литературы педагогическими работниками, подборка литературы для родителей;
— анкетирование родителей для выявления их мнения о значении проводимой работы;
— разработка групповых и индивидуальных маршрутов развития ребенка средствами физического воспитания и отбор его содержания.
Диагностический:
— проведение психолого-педагогического мониторинга здоровья и физического воспитания детей;
— диагностика уровня психофизического здоровья;
— диагностика знаний о здоровом образе жизни у педагогов;
— анкетирование и диагностика родителей для выявления уровня их знаний о ЗОЖ и мнений о значении проводимой работы.
Организационно-практический:
— использование системы физкультурно-оздоровительной работы, направленной на обучение навыкам здорового образа жизни;
— внедрение групповых и индивидуальных маршрутов развития ребенка средствами физического воспитания;
— работа по формированию осознанного отношения родителей к здоровому образу жизни.
Контрольно-рефлексивный:
— анализ состояния здоровья детей и уровня сформированности положительного отношения к здоровому образу жизни;
— промежуточный анализ результатов проекта;
— обобщение опыта работы педагогов-экспериментаторов и результатов эксперимента;
— выпуск буклетов «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3—4 лет», «Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста», «Подвижные игры народов Севера»;
— выступление на ГМО инструкторов по физкультуре с результатами реализации проекта;
— разработка методических рекомендаций «Использование и эффективное применение физкультурно-оздоровительной работы в учреждении».
Презентационно-завершающий:
— проведение семинаров для педагогов ДОО и города по результатам реализации проекта;
— выпуск методических рекомендаций «Использование и эффективное применению физкультурно-оздоровительной работы в учреждении»;
— общее родительское собрание «Итоги реализации проекта “Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста на Крайнем Севере через включение участников образовательного процесса в физкультурно-оздоровительную работу”»;
— фотовернисаж «В здоровом теле — здоровый дух».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
— созданы условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, реализации потребности в двигательной активности;
— подобрана картотека здоровьесберегающих технологий, используемых в режиме дня, с учетом комплексно-тематического планирования;
— сформированы жизненно необходимые двигательные умения и навыки детей в соответствии с их индивидуальными особенностями;
— сформированы ценностное отношение детей и их родителей к здоровому образу жизни, интерес к занятиям спортом;
— у детей выработана привычка к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
Благодаря совместной работе педагогического коллектива и родителей воспитанников, инновационный проект «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста на Крайнем Севере через включение участников образовательного процесса в физкультурно-оздоровительную работу» стал победителем в Конкурсе социальных проектов «Nаше будущее — Nаша ответственность», организованном Заполярным филиалом ОАО «ГМК “Норильский Никель”» в номинации «Nовации для будущего». Творческая группа нашего детского сада испытала удовлетворение от проделанной работы в рамках реализации проекта. Надеемся, что наши разработки помогут педагогам других городов качественно организовать физкультурно-оздоровительную работу в своих ДОО.
Литература
Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. М., 1995.
Бальсевич В.А. Развитие быстроты и координации движений у детей 4—6 лет. Теория и практика физической культуры: Практ. пособие. М., 1986.
Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольников: Метод. пособие. М., 1999.
Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, коммуникативного. Расту здоровым: Метод. пособие для дошкольных образовательных учреждений. М., 2003.
Кочеткова Л.В. Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. М., 1999.
Кудрявцева В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов ДОУ. М., 2000.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие. М., 2001.
Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ / Под ред. Т.С. Яковлевой. М., 2006.