Морозова Т.В.,
инструктор по физической культуре;
Семенова Н.Е., воспитатель; Каунина О.В.,
воспитатель МДОУ «Петушок»,
г. Мышкин Ярославской обл.
Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром форм и методов работы в этом направлении. В настоящее время в дошкольных учреждениях можно увидеть занятия физической культурой, связанные только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система физического воспитания должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.
Интеллектуальный компонент физической культуры определяется содержанием физкультурных знаний дошкольника. И если они усвоены, у детей формируется правильное отношение к своему здоровью, развиваются умения и навыки, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающей средой. Иными словами, дети начинают понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья, осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье.
Дети старшего дошкольного возраста способны оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность сформировать у дошкольников достаточно прочные знания об их двигательной деятельности. Они уже могут успешно усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знают гигиенические правила и умеют их использовать. Источниками знаний на занятиях физическими упражнениями служат как информация педагога, так и двигательная деятельность воспитанников.
Условия реализации мероприятий по формированию знаний о физической культуре требуют:
— выбрать формы и методы работы с детьми, способствующие формированию знаний о физической культуре;
— создать развивающую предметно-пространственную среду с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей конкретной группы;
— поддерживать инициативу и интерес детей;
— помогать детям в выборе деятельности в соответствии со своими интересами;
— вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
— скорректировать участие педагогов и специалистов детского сада, а также возможных социальных партнеров.
Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы работы: строго регламентированные упражнения; игровой; соревновательный; словесный; метод наглядности и др.
Организовать образовательный процесс нужно так, чтобы познавательная деятельность ребенка была активной, разносторонней и самостоятельной. Для этого разумно использовать технологию деятельностного метода, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их самостоятельно в процессе практической деятельности. И задача педагога — помочь детям включиться в самостоятельную деятельность. В условиях данного метода отношение ребенка к миру не укладывается в привычную схему
«знаю — не знаю», «умею — не
умею». Ребенок руководствуется иным: «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». А чтобы знания детей стали результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти «поиски», управлять воспитанниками, развивать их познавательную активность.
Этапы деятельности:
— создание проблемной ситуации;
— целевая установка;
— мотивирование к деятельности;
— проектирование проблемной ситуации;
— выполнение действий;
— анализ результатов деятельности;
— подведение итогов.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом ставятся следующие задачи:
— создать условия, чтобы процесс приобретения знаний ребенком был мотивированным;
— учить ребенка ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения;
— помогать ребенку сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и само- оценки.
Работа по формированию знаний физической культуры:
— совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения двигательной задачи, проблемной ситуации, предложенной ребенком;
— проектирование деятельности;
— совместная познавательно- игровая и познавательно-исследовательская деятельность;
— создание условий для самостоятельной двигательной активности детей.
Все мероприятия должны про- ходить в рамках режима дня и не перегружать детей как информационно, так и эмоционально. Удачным, на наш взгляд, опытом работы со старшими дошкольниками стала организация особой игровой ситуации. Например, создать условия для творческого подхода к усвоению двигательных действий, выбору способов выполнения движений.
Одна из наиболее оптимальных форм организации двигательной деятельности — подвижная игра. В процессе игры формируются качества личности ребенка, он умственно и физически развивается. Подвижные игры всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекают эмоционально, стимулируют двигательную активность. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, выигрыш заранее не определен, и элемент случайности неизбежен. Развитие способности к удачному решению двигательных задач в подвижных играх основывается, прежде всего, на владении самим движением и различными способами выполнения. Размышляя на эту тему, мы пришли к выводу, что необходим подход к занятиям физической культурой именно в этом направлении. Покажем это на примере игры «Пчелы».
Этапы развития подвижной игры «Пчелы»
I этап
Привлечение детей к игре
Предлагается отгадать загадку.
Ранним утром ей не спится, Очень хочется трудиться, Вот и меду принесла Работящая … (пчела).
Использование мотивации:
«Ребята, давайте вместе придумаем игру, где пчела будет главным героем».
II этап
Дети делают свой выбор:
— используют карточки-схемы;
— изменяют или усложняют двигательное действие;
— корректируют размещение играю- щих на спортивной площадке;
— меняют сигнал (вместо словесного — звуковой или зрительный);
— выбирают атрибуты и спортивный инвентарь.
III этап
Проведение игры:
— распределение ролей (по считалке, желанию, если каждый ребенок является героем, возможна смена роли);
— размещение игроков и использование спортивного инвентаря (зависит от варианта игры, который выбрали или придумали дети);
— руководство в ходе игры (педагог — помощник, партнер).
IV этап
Подведение итогов. Рефлексия С помощью пантомимы педагог предлагает детям показать настроение деятельности, напри
мер, при помощи смайликов.
Уточнить у детей: «Что понравилось?», «С какими трудностями столкнулись?»
Мотивировать детей на продолжение игровой деятельности:
«Можно ли еще придумать интересные игры?»
Возможные варианты игры «Пчелы»
Вариант 1
Оборудование: ободки-пчелки, шляпа для пасечника, обручи (по количеству детей).
* * *
Дети-пчелки встают в обручи («ульи»), разложенные на одной стороне площадки. Пасечник находится на противоположной стороне площадки.
Д ети
Пчелки гудят, В поле летят, С поля летят, Медок несут.
Пчелы вылетают из домиков и кружат на полянке. По сигналу звоночка пасечник выходит
из домика, ловит пчелок. Пчелы улетают в свои домики-ульи.
Усложнение: перед тем как занять место в «улье», дети-пчелы проползают под веревкой.
Вариант 2
Оборудование: ободки-пчелки, браслеты — цветы на руках, банданы.
* * *
Дети делятся на три равные группы: «пасечники», «пчелы»,
«цветы» (при необходимости участвуют воспитатель и инструктор). На одной стороне зала (площадки) в шеренге стоят пасечники. Впереди, на расстоянии 1—1,5 м, спиной к ним выстраиваются пчелы. На противоположной стороне зала стоят цветы.
Сторожа, прихлопывая в ладоши, проговаривают нараспев текст:
Пчелки гудят, В поле летят, С поля летят, Медок несут.
Пчелы бегут («летят») к цветкам, а пасечники их ловят. Пчелы должны спрятаться за цветами (за спины игроков). Затем играющие меняются ролями.
Вариант 3
Оборудование: ободки-пчелки, браслеты — цветы на руках.
* * *
Дети делятся на две группы: «цветы» и «пчелы». Пчел должно быть на одну больше, чем цветов. Под музыку пчелы бегают («летают») в центре зала. Когда музыка смолкает, пчелки подбегают к цветочкам. Пчелка, оставшаяся без цветка, произносит слова: «Раз, два, три — беги!» После произнесенных слов пчелки меняются цветочками, а одинокая пчела спешит занять свободное место.
Усложнение: дети могут самостоятельно договориться о движении, которое будут выполнять (прыжки, бег).
Литература
Воронова Е.К. Игры-эстафеты для детей 5—7 лет. М., 2009.
Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М., 2003.
Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6—7 лет. М., 2008.
Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. М., 2016.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
Как играть с ребенком. М., 2012.
Щербак А.П. Технология становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере детей дошкольного возраста. Метод. пособие. Ярославль, 2017.
Щербак А.П. Технология физкультурного образования детей дошкольного возраста «Маленький дом большого здоровья» // Социально-оздоровительная технология
«Здоровый дошкольник» / Под ред. Ю.Е. Антонова. М., 2012.