Иванова Н.В., воспитатель МБДОУ ЦРР — д/с № 178, г. Чебоксары, Чувашская Республика
Аннотация. В статье представлено физкультурное занятие для старших дошкольников, направленное на формирование физических качеств, навыков здорового образа жизни, закрепление знаний о космосе.
Предлагаем вашему вниманию физкультурное занятие для старших дошкольников, посвященное Дню космонавтики.
Цели: cовершенствование психофизических качеств; приобщение к здоровому образу жизни. Задачи:
— упражнять в лазанье по гимнастической стенке, прыжках, челночном беге;
— закреплять технику ходьбы и бега;
— формировать навыки здорового образа жизни;
— улучшать настроение детей;
— развивать выносливость, ловкость, гибкость;
— закреплять представления о космосе.
Оборудование: скакалки, значки с надписью: «Будущие космонавты», ориентиры, веревка.
Инструктор. Здравствуйте, ребята! 12 апреля в России отмечают замечательный праздник — День космонавтики, а в мире — Международный день полета человека в космос. В этот день в 1961 году на земную орбиту вывели первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. Первым космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свободный полет вокруг нашей планеты. Именно благодаря такому смелому шагу сегодня космос открыт для человечества. Каким должен быть космонавт?
Дети. Смелым, здоровым, крепким, сильным, ловким, умным, мужественным, волевым...
Инструкто р. Правильно! Космонавтом быть непросто. Нужно ежедневно заниматься спортом, делать по утрам зарядку, правильно питаться, много гулять на свежем воздухе, много знать и т.д. Давайте потренируемся, как космонавты, приготовимся к полету в космос.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Дети ходят по залу врассыпную. Затем по сигналу инструктора строятся в шеренгу, выполняют повороты на месте. Далее по команде «Разойдись!» вновь ходят по залу врассыпную. Упражнение повторяется несколько раз. Затем дети строятся в колонну по одному. По сигналу меняют темп ходьбы (быстро, медленно) и направление движения. Потом выполняют бег по кругу: с изменением направления по сигналу, приставными шагами правым и левым боком
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Инструктор. Сейчас мы выполним комплекс упражнений со скакалкой, направленный на развитие гибкости, ловкости и выносливости.
ОРУ со скакалкой Дети складывают скакалку в 4 раза.
1. И.п.: ноги на ширине плеч; скакалка в руках вверху, хват за концы. Наклониться вправо, затем влево. Повторить 4 раза.
2. И.п.: ноги на ширине плеч; держать скакалку сзади у лопаток, хват за концы. Выполнять попеременное скручивание скакалки вправо-влево. Повторить 4 раза.
3. И.п.: ноги вместе, скакалка внизу. Наклониться вперед, ноги в коленях не сгибать, скакалкой стараться коснуться стоп. Повторить 4 раза.
4. И.п.: то же. Наклониться назад, прогнуться, правую ногу поставить назад на носок; вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить 4 раза. Дети разворачивают скакалку.
5. И.п.: то же. Прыгать через скакалку вперед-назад. Повторить 8 раз.
6. И.п.: то же. Прыгать через скакалку сначала правым, затем левым боком. Повторить 8 раз. Затем дети выполняют челночный бег. Нужно максимально быстро пробежать 2 раза дистанцию по 5 м. На прямой устанавливается ориентир на расстоянии 5 м от стартовой линии. Дети обегают его. Инструктор фиксирует общее время преодоления двух отрезков.
Упражнение «Лазанье чередующимся шагом»
Дети выполняют лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом удобным способом (попеременным или одновременным).
Инструктор. А теперь давайте немного поиграем.
Подвижная игра «Рыбак и рыбки»
Дети-«рыбки» встают в круг, а ведущий-«рыбак» — в его центр. У него в руках веревочка-«удочка».
Ведущий произносит: «Ловись рыбка, большая и маленькая» и вращает веревочку по кругу на уровне ног. Дети подпрыгивают, стараясь, чтобы веревочка их не задела. Если какой-то участник коснулся ее, он выбывает из игры.
Игра на ориентировку в пространстве «Чье звено скорее построится?»
Дети делятся на группы (звенья). Затем выполняют построение в пары. Звено, быстрее выполнившее задание, выигрывает.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети бегут друг за другом в медленном темпе.
Дыхательные упражнения «Пузырики»
И.п.: о.с. Дети делают глубокий вдох через нос, надувают щеки и медленно выдыхают через чуть приоткрытый рот. Упражнение повторяется 2— 3 раза.
«Насосик»
И.п.: стоя руки на поясе. Дети слегка приседают, делают вдох, выпрямляются, выполняют выдох. Постепенно приседания становятся ниже, а вдох и выдох длительнее. Упражнение повторяется 3— 4 раза.
«Часики»
И.п.: стоя ноги врозь, руки вдоль туловища. Дети машут прямыми руками вперед-назад и произносят: «Тик-так». Упражнение повторяется 10— 12 раз.
«Вырасти большой»
И.п.: стоя ноги вместе, руки вытянуты вверх. Дети потягиваются и встают на носочки — вдох; опускают руки, встают на всю ступню, делают выдох и произносят: «У-х-х-х-х». Упражнение повторяется 4— 5 раз.
Инструкто р. Молодцы! Вы показали силу, выносливость, ловкость и можете считаться космонавтами. Инструктор раздает детям значки с надписью: «Будущие космонавты».