Самсонова О.В.,
инструктор по физкультуре МДОУ ЦРР — д/с № 22, г. Рыбинск Ярославской обл.;
Щербак А.П.,
канд. пед. наук, доцент кафедры теории физической культуры
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль
В ходе наблюдения за двигательной активностью воспитанников дошкольных образовательных организаций всегда выделяется группа детей:
- с повышенной и разнообразной двигательной активностью, стремлением к овладению сложно координированными движениями;
- умеющих различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
- выступающих инициаторами двигательной деятельности, имеющих собственную позицию;
- использующих свой «двигательный багаж» в новой обстановке;
- проявляющих настойчивость, самостоятельность, азарт в достижении цели.
Таких детей принято называть моторно одаренными. В соответствии с ключевым принципом современного ФГОС дошкольного образования — индивидуализацией образовательного процесса — таким детям, по нашему мнению, необходимо создавать условия, наилучшим образом обеспечивающие их физическое развитие.
Для решения этой задачи мы разработали программу «Юные чемпионы».
На основании данных наблюдения за детьми в младшей и средней группах, а также проведенной в старшей группе в начале учебного года диагностики физической подготовленности были выявлены дети старшего дошкольного возраста, показавшие наиболее высокие результаты. Из этих детей формируется группа для дальнейших дополнительных занятий физическими упражнениями.
- Продолжительность реализации программы — 2 года.
- Частота занятий — один раз в неделю в течение восьми месяцев (октябрь—май).
- Продолжительность одного занятия — 30 мин.
- Общий объем программы — 64 занятия.
Содержание программы.
Первый год обучения
(5—6 лет)
Диагностический раздел
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
- сгибание и разгибание рук из упора лежа;
- стойка на одной ноге;
- наклон вперед из положения сидя на полу;
— игровое задание «Спрыгни, повернись».
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
- челночный бег (3 × 10 м);
- поднимание туловища из положения лежа на спине;
- прыжки через скакалку;
— игровое задание «Пролезь в обруч».
Развивающий раздел
Блок «Я попрыгунчик»
— Упражнения: «Оттолкнись и прыгни», «Поменяй ноги», «Вперед прыгай, назад шагай», прыжки через обруч, как через скакалку;
— подвижная игра (ПИ) «Удочка».
Блок «Я сильный»
— Упражнения: столкнуть партнера с места ударом ладони, перетягивание соперника (в пределах 1 м) за одноименные руки, эстафета в упоре лежа, «Стенка на стенку», отобрать палку у соперника, поворачивая ее в одну или другую сторону;
— ПИ «Дракон, поймай свой хвост».
Блок «Я ловкий, быстрый и внимательный»
— Упражнения: «Падающая палка», бег уступами, «Мяч в игре», «Встречный бег», «Кто быстрее»;
— эстафета с мячом;
— массаж стоп.
Блок «Я развиваю свое тело»
— Упражнения: передвижение в мешках; ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки с выполнением «ласточки» в центре, балансировка на набивном мяче, стойка на носках с закрытыми глазами, «След в след»;
— ПИ «Бой петухов».
Блок «Моя тренировка»
— Круговая тренировка: отжимания из упора лежа, удержание туловища под определенным углом из виса на гимнастической стенке, прыжки через степы, ходьба в приседе, бег со сменой скорости, ходьба с сохранением равновесия;
— игровое задание «Не опоздай».
Блок «Я попрыгунчик»
— Упражнения: бег прыжками с одной ноги на другую, прыжки на одной ноге, группой, с удерживанием друг друга за плечо, «Юла», «Ящерица», прыжки через скакалку;
— эстафета «Кенгуру»;
— упражнение на релаксацию.
Блок «Я сильный»
— Упражнения: перетолкнуть соперника через линию без помощи рук, удержать соперника в круге от 15 до 30 с, состязание в армрестлинге, перетягивание каната, игра «Разорви цепь»;
— игра «Брыкание» (эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения).
Блок «Я ловкий, быстрый и внимательный»
— Упражнения: «Не задень веревку», «Лови, убегай»;
— эстафеты по-пластунски, «Перемени предмет»;
— ПИ «Фигура вдвоем»;
— игра малой подвижности (ИМП) «Круг-кружочек».
Блок «Я ловкий, быстрый и внимательный»
— Игры: «Иголка-нитка», «Чье звено скорее соберется»;
— упражнения: «Встречный бег», «Кто быстрее», «Составь слово»;
— ПИ «Третий лишний»;
— гимнастика для стоп;
— игра «Сом» (для увеличения жизненной емкости легких).
Блок «Я развиваю свое тело»
— Упражнения: сталкивание с бревна, передвижение на ходулях, «Березка», «Собачка»;
— ПИ «Замри»;
— мимическое упражнение «Облака».
Блок «Моя тренировка»
— Круговая тренировка: «Уголок», произвольное лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту, «Канатоходец», бег с ускорением, «Бильбоке»;
— массаж биологически активных зон «Солнышко».
Блок «Я попрыгунчик»
— прыжки, имитирующие движения животных;
— эстафета «Прыжки в мешках»;
— тест на проверку дыхания.
Блок «Я сильный»
— Упражнения: «Тяни-Толкай» (перетянуть соперника в упряжке через черту движением вперед), метание набивного мяча вдаль из-за головы и бег за ним, приседание (20 с), армрестлинг;
— ПИ «Сильный бросок»;
— самомассаж.
Блок «Я и другие»
— Упражнения: «Клоуны», «Построй башню», «Пробеги в катящийся обруч», «Полоса препятствий»;
— ПИ «Будь ловким»;
— упражнение на релаксацию.
Блок «Я развиваю свое тело»
— Упражнения: ходьба с наступанием на кубики, разложенные на полу, «Цапля», танцевальные движения на гимнастической скамейке с различным положением рук, ходьба по гимнастической скамейке с раскладыванием и собиранием кубиков;
— ПИ «Веревка-змейка»;
— упражнение на укрепление осанки «Река, берег, парус».
Блок «Моя тренировка»
— Работа на тренажерах;
— игра «Дотронься до…».
Блок «Я попрыгунчик»
— Прыжки со скакалкой в паре с продвижением вперед ноги врозь — ноги скрестно, руки вверх-вниз, на батуте;
— впрыгивание на препятствие;
— ПИ «Ловишка на одной ноге»;
— упражнение на дыхание, массаж ног.
Блок «Я ловкий, быстрый и внимательный»
— Упражнения: «Вышибалы», «Мяч на сторону противника», «Охотники и утки»;
— метание мяча вдаль из разных исходных положений;
— перебрасывание двух мячей одновременно в паре;
— ИМП «Спрячь руки!».
Блок «Я и другие»
— Упражнения: «Тачка», «Удержи палку на носке», «Успей поймать»;
— игры: «Тень», «Передай флажок»;
— прокатывание обручей друг другу;
— массаж биологически активных зон.
Блок «Я развиваю свое тело»
— Упражнения: «Мостик», «Пистолетик», кувырок вперед; ходьба с кружением (по сигналу остановиться и принять условленную позу), игровой стретчинг, ходьба по ограниченной наклонной поверхности;
— игры: «Катушка», «Покажи отгадку».
Блок «Моя тренировка»
— Круговая тренировка: подлезание под несколько дуг подряд правым и левым боком; ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (на середине выполнить «ласточку»); впрыгивание на препятствие и спрыгивание с него; ползание по скамейке на спине с подтягиванием рук на канате, который держит взрослый; подбрасывание и ловля мяча с поворотом вокруг себя;
— ПИ «Пятнашки»;
— упражнение «Веселый салют» (для профилактики плоскостопия).
Блок «Я развиваю свое тело»
— Упражнения: «Складной ножик», полушпагат, «Азбука телодвижений», балансировка на набивном мяче, «Достань предмет» (стоя на скамейке, наклониться с прямыми ногами вниз и достать игрушку, сидящую на полу);
— ПИ «Сделай фигуру»;
— игра с парашютом.
Блок интегрированных занятий: «Путешествие в Играй-город»
— Деление на команды, выбор капитанов;
— игровые задания: «Дорисуй», «Прочти имя», «Собери картинку», «Построй башню по образцу», «Настроение»;
— подведение итогов;
— игра с парашютом.
Блок интегрированных занятий: «Да здравствует Олимпиада!»
— Эстафеты: «Теннис», «Скачки», «Гребля на байдарках с рулевым», «Перетягивание каната», «Вольная борьба», «Толкание ядра», «Футбол», «Велогонки»;
— общий танец;
— подведение итогов, награждение.
Итоговый раздел
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: совместное занятие с родителями «Ловкая пара»
— Упражнения в парах: «Тачка», «Попади мячом в корзину», «Бревно», «Допрыгни до ладошки», «Прыжки парой через скакалку»;
— ПИ по желанию детей;
— упражнение «Веселый салют».
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: соревнование между группами
— Эстафеты: «Нарисуй солнышко», «Мяч капитану», с двумя набивными мячами, двумя кеглями, на хопах, «Посадка и уборка овощей»;
— игра «Изобрази спортсмена»;
— ПИ «Успей выбежать»;
— ИМП «Щука».
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: городская Спартакиада ДОО
Игровые задания по положению о Спартакиаде.
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
- сгибание и разгибание рук из упора лежа;
- стойка на одной ноге;
- наклон вперед из положения сидя на полу;
— игровое задание «Спрыгни, повернись».
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
- челночный бег (3 × 10 м);
- поднимание туловища из положения лежа на спине;
- прыжки через скакалку;
— игровое задание «Пролезь в обруч».
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: «Моя спортивная семья»
Игровые задания по сценарию праздника.
Содержание программы.
Второй год обучения (6—7 лет)
Диагностический раздел
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
- стойка на гимнастической скамейке с закрытыми глазами;
- ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки;
- игровое упражнение «Нажми кнопку»;
— игровое задание «Спрыгни, повернись».
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
- ориентировка в пространстве: повторить за педагогом, изменяющим направление движения, траекторию его пути; пройти физкультурный зал по диагонали и остановиться в центре; расставить по кругу на одинаковом расстоянии друг от друга 8 предметов;
- игровое упражнение «Пройди и запомни»;
— игровое задание «Пролезь в обруч».
Развивающий раздел
Блок «Я и мое тело»
— Игровые упражнения: «Оттолкнись и прыгни», «Поменяй ноги», «Вперед прыгай, назад шагай», прыжки через обруч, как через скакалку;
— ПИ «Удочка».
Блок «Я и мое тело»: занятие «Как можно изменить свое настроение»
— Ходьба: «Бодрость шага», «Гордый олень»;
— ОРУ: «Я спросонья», «Я удивлен», «Я что-то ищу»;
— ОВД:
- статичные позы (мимика, взгляд): вид бодрого, усталого, злого, веселого человека;
- динамичные движения: строевой шаг на параде, осторожная ходьба по льду, тяжелая ходьба по болоту;
- имитационные движения: кошка подкрадывается к мышке, медведь идет по лесу, пугливый зайчик на открытой поляне, бодрая лошадка движется по кругу, озорной петушок прогоняет кошку;
— ПИ «Отгадай»;
— упражнение на дыхание «Мы отдыхаем».
Блок «Я расту и развиваюсь»
— Игровые упражнения: «Падающая палка», бег уступами, «Мяч в игре», «Встречный бег», «Кто быстрее»;
— ПИ «Непослушные кольца»;
— массаж стоп.
Блок «Я и мое тело»: занятие «Части человеческого тела»
— ОРУ: «Я сильный», «Закрутим веревочку», «Я — экскаватор», «Я — подъемный кран»;
— ОВД: упражнения для разных частей тела;
— ПИ: «Замри», «Журавли и лягушки»;
— игровой самомассаж.
Блок «Я тренируюсь»
— Круговая тренировка: отжимания из упора лежа, удержание угла на гимнастической стенке из виса, прыжки через степы, ходьба в приседе, бег со сменой скорости, ходьба с сохранением равновесия;
— игровое задание «Не опоздай».
Блок «Я расту и развиваюсь»
— Упражнения: бег прыжками с одной ноги на другую; прыжки на одной ноге, группой, удерживая друг друга за плечо; «Юла», «Ящерица», прыжки через скакалку;
— ПИ «Густой туман»;
— упражнение на релаксацию.
Блок «Я тренируюсь»: занятие «Умей чувствовать себя»
— Упражнения: ходьба и бег с синхронными движениями рук и ног, переход на обычную ходьбу с восстановлением дыхания;
— ОРУ для верхнего плечевого пояса, мышц ног;
— ПИ: «Белые медведи», «Веретено»;
— игра «Брыкание» (эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения).
Блок «Я тренируюсь»
— Упражнения: «Не задень веревку», «Лови, убегай», эстафеты: по-пластунски, «Перемени предмет»;
— ПИ «Фигура вдвоем» (творческое задание);
— ИМП «Круг-кружочек».
Блок «Я и другие»
— Игры: «Иголка и нитка», «Чье звено скорее соберется», «Огненный шар»;
— упражнения: «Встречный бег», «Кто быстрее», «Составь слово»;
— гимнастика для стоп;
— дыхательное упражнение «Сом».
Блок «Я и мое тело»: занятие «Элементарные навыки самоконтроля и саморегуляции»
— Ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений, бег со сменой направления за ведущим, бег спиной вперед, спокойная ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений;
— ОРУ: «Я спросонья», «Мы отдыхаем»;
— ПИ: «Смени руки», «Ловишки» (3 раза по 3 мин);
— упражнения для профилактики плоскостопия.
Блок «Я тренируюсь»
— Круговая тренировка: «Уголок», лазанье по гимнастической стенке произвольно, прыжки в высоту, «Канатоходец», бег с ускорением, «Бильбоке»;
— массаж биологически активных зон «Солнышко».
Блок «Я расту и развиваюсь»: занятие «Быстрота движения — быстрота мышления»
— Упражнение «Нос—пол—потолок»;
— ОРУ: «Я сильный», «Закрутим веревочку», «Я — экскаватор», «Я — подъемный кран»;
— ПИ: «Вызови по имени», «Подхвати палку», «Пятнашки с домом»;
— упражнение «Шапочка».
Блок «Я расту и развиваюсь»: занятие «Развитие внимания в процессе двигательной активности»
— Этюд-имитация «Три медведя»;
— ОРУ в парах;
— ПИ: «Волшебное слово», «Будь внимателен», «Зеваки»;
— игровое упражнение «Запомни движение».
Блок «Я и другие»
— Упражнения: «Клоуны», «Построй башню», «Пробеги в катящийся обруч», «Полоса препятствий»;
— ПИ «Будь ловким» (творческое задание);
— упражнение на релаксацию.
Блок «Я расту и развиваюсь»: занятие «Развитие двигательной памяти»
— Ходьба в колонне, легкий бег;
— ОРУ с обручем;
— ПИ: «Вернись на место», «Движение по памяти», «Пятнашки — ноги от земли»;
— ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений.
Блок «Я тренируюсь»
— Упражнения на тренажерах;
— игра «Дотронься до…».
Блок «Я и другие»: занятие «Двигательные и психологические портреты профессий»
— Ходьба с имитацией движения лыжника, конькобежца, то же — легкими прыжками; ходьба с перестроением через центр в колонну по два;
— ОРУ в парах;
— ОВД:
- этюды с выполнением движений «Штанга», «Спортсмены»;
- конкурс «Кто покажет больше движений, имитирующих работу повара»;
— ПИ: «Пожалуйста», «Машины и пешеходы», «Хищник в море»;
— дыхательные упражнения.
Блок «Если будет трудно»
— Упражнения: метание мяча вдаль из разных исходных положений, перебрасывание двух мячей одновременно в паре, «Вышибалы», «Мяч на сторону противника»;
— ПИ «Звонкие мячи»;
— ИМП «Спрячь руки!».
Блок «Я и другие»: занятие «Этюды на распознавание эмоционального смысла жестов и мимики»
— Ходьба: «Мы гордые», «Мы удивлены», «Мы рады», легкий бег с переходом на этюды в движении «Лиса на охоте», «Медведь пробирается сквозь лес», «Лягушка прыгает на берегу», «Цапля летит над болотом»;
— ОРУ «Спортсмены»;
— конкурс «Назови и покажи»;
— ПИ: «Близкие знакомые», «Вот так позы», «Круговые пятнашки»;
— двигательная релаксация.
Блок «Я и мое тело»
— Упражнения: ходьба с кружением (по сигналу остановиться и принять условленную позу), игровой стретчинг, «Мостик», «Пистолетик», кувырок вперед, ходьба по ограниченной наклонной поверхности;
— ПИ: «Катушка», «Покажи отгадку».
Блок «Я тренируюсь»
— Круговая тренировка: подлезание под несколько дуг подряд правым и левым боком, ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (на середине выполнить «ласточку»), впрыгивание на препятствие и спрыгивание с него; ползание по скамейке на спине с подтягиванием рук на канате, который держит взрослый; подбрасывание и ловля мяча с поворотом вокруг себя;
— ПИ: «Фабрика дров»;
— упражнение «Веселый салют».
Блок «Если будет трудно»: занятие «Развитие моторно-слухового восприятия и памяти»
— Ходьба в колонне, легкий бег, ходьба с построением в звенья;
— ОРУ «Лошадка»;
— ПИ: «Движение по памяти», «Лови, бросай, упасть не давай»;
— эстафета с обручами «Болото»;
— ходьба «змейкой» за водящим;
— массаж стоп.
Блок «Если будет трудно»: занятие «Упражнения и игры на развитие способности к сосредоточению»
— Ходьба и бег;
— ОРУ с мячом;
— ПИ: «Будь внимателен», «Кто быстрее»;
— упражнение «Факир»;
— упражнение на сосредоточение (разглядывать предмет в течение 2—3 мин, потом, закрыв глаза, описать его).
Блок «Я и мое тело»
— Упражнения: «Складной ножик», полушпагат, «Азбука телодвижений», балансировка на набивном мяче, «Достань предмет» (стоя на скамейке, наклониться с прямыми ногами вниз и достать игрушку, лежащую на полу);
— ПИ «Сделай фигуру»;
— игра с парашютом.
Блок «Я тренируюсь»: занятие-эксперимент «Я — тренер»
— Круговая тренировка: «Кенгуру», ведение мяча; бег прыжками через обруч, как через скакалку; «Поезд», «С кочки на кочку»;
— ПИ «Изобрази спортсмена» (творческое задание).
Итоговый раздел
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: соревнование между группами
— Эстафеты с использованием степов;
— игра «Изобрази спортсмена»;
— ПИ «Успей выбежать»;
— игровое задание «Щука».
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: городская Спартакиада ДОО
Эстафеты по сценарию соревнований.
Блок физкультурно-спортивных мероприятий: «Моя спортивная семья» (в рамках городской Спартакиады ДОО)
Содержание по плану праздника.
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
- стойка на гимнастической скамейке с закрытыми глазами;
- ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки;
- игровое упражнение «Нажми кнопку»;
— игровое задание «Спрыгни, повернись».
Блок контрольных занятий: выявление уровня физической подготовленности
— Тестирование:
- ориентировка в пространстве: повторить за педагогом, изменяющим направление движения, траекторию его пути; пройти физкультурный зал по диагонали и остановиться в центре; расставить по кругу на одинаковом расстоянии друг от друга 8 предметов;
- игровое упражнение «Пройди и запомни»;
— игровое задание «Пролезь в обруч».
***
В результате освоения программы планируется, что ребенок:
- физически развит в соответствии со своими индивидуальными кондиционными и координационными способностями;
- не просто овладевает навыками основных способов двигательной деятельности (ходьбой, бегом, прыжками, катанием, бросанием и ловлей, метанием, ползанием, лазаньем), а может успешно контролировать свои движения и управлять ими;
- обладает установкой положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных массовых физкультурных мероприятиях;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, верит в себя;
- проявляя инициативу и самостоятельность, умеет подчиняться правилам;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах двигательной деятельности.