Подготовить дошкольников к обучению грамоте и дать им навык владения творческой продуктивной речевой деятельностью — задачи все более актуальные для ДОО в современном обществе. В данном методическом пособии, состоящем из двух частей, определены содержание и объем работы по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. На основе собственного опыта и анализа современной методической литературы автором разработана система обучения, рассчитанная на два года. В первой части пособия раскрыты основные направления по подготовке к обучению грамоте и система занятий для детей 5—6 лет (первый год); во второй — для детей 6—7 лет (второй год).
Методическое пособие адресовано воспитателям, руководителям, педагогическим коллективам ДОО, а также учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание
Введение
Основные направления работы по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте
- Развитие связной речи
- Подготовка к обучению чтению
- Подготовка к обучению письму
Методические рекомендации по организации процесса обучения старших дошкольников
Календарно-тематическое планирование (I год обучения)
Система занятий по подготовке детей к обучению грамоте
I год обучения (старшая группа)
- Занятие 1. Введение понятия «слово». Линейность и протяженность слов. Ознакомление с тетрадью в клетку
- Занятие 2. Слова как выражение наших мыслей. Составление из слов предложений. Введение понятия «предложение»
- Занятие 3. «Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки
- Занятие 4. Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур
- Занятие 5. Работа с текстом сказки. Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов
- Занятие 6. Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов
- Занятие 7. Введение термина «слог». Ознакомление с односложными словами
- Занятие 8. Деление слов на слоги и составление слов из слогов. Работа с литературным текстом. Составление предложений
- Занятие 9. Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук». Работа с литературным текстом. Составление предложений
- Занятие 10. Определение количества слогов в словах. Нахождение определенного звука в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука. Работа с литературным текстом. Составление предложений
- Занятие 11. Нахождение местоположения звука в слове. Работа с литературным текстом. Пословицы о дружбе. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий
- Занятие 12. Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове
- Занятие 13. Деление на слоги двух- и трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение из текста предложений
- Занятие 14. Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию
- Занятие 15. Ознакомление со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау»
- Занятие 16. Составление из отдельных предложений рассказа. Звуковой анализ слова «мак». Ориентировка на бумаге
- Занятие 17. Работа с литературным текстом. Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию
- Занятие 18. Работа с литературным текстом. Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений с соединительным союзом «и»
- Занятие 19. Работа с литературным текстом. Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук»
- Занятие 20. Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений из двух, трех, четырех слов
- Занятие 21. Беседа по «Сказке о двух снах» Н. Абрамцевой. Звуковой анализ слов «сон» и «сын». Словоизменение
- Занятие 22. Деление предложений на слова (на слух). Подбор определений к существительным. Составление графической схемы предложений с предлогами
- Занятие 23. Беседа по тексту сказки «Каша из топора». Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук»
- Занятие 24. Составление рифмованных строк по памяти. Загадки о зиме. Звуковой анализ слов «нос» и «рот». Закрепление понятия «согласный звук»
Занятие 25. Составление рифмованных строк по памяти. Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «кот» и «кит» - Занятие 26. Составление предложений с опорой на литературный текст. Закрепление понятия «мягкий согласный звук». Деление на слоги двух- и трехсложных слов. Загадки о явлениях в природе
- Занятие 27. Подбор рифмы к последнему слову. Звуковой анализ слова «осы». Пальчиковые игры. Пословицы и поговорки про небо
- Занятие 28. Подбор рифмы к последнему слову («загадки-складки»). Звуковой анализ слова «роза». Ознакомление со слогообразующей ролью гласных звуков. Пословицы и поговорки о солнце
- Занятие 29. «Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна». Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики
- Занятие 30. Подбор в рифму недостающего слова. Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса». Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики
- Занятие 31. Составление предложений с заданными словами. Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики
- Занятие 32. Подбор определений к существительным. Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики. Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики
Приложения
- Приложение 1. Памятка воспитателю «Проведение звукового анализа слова на начальном этапе»
- Приложение 2. Памятка педагогу «Подготовка руки к письму»
- Приложение 3. Десять советов родителям
- Приложение 4. Памятка для родителей и педагогов «Словесные способы поощрения и поддержки»
Автор: Ельцова Ольга Михайловна
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"