Основная цель данного практического пособия — помочь развить профессиональные компетенции специалистам образовательных организаций, обеспечивающих условия для внедрения инклюзии и развития инклюзивной среды. В книге представлены примеры реализации инклюзивного дошкольного образования, практические рекомендации по созданию инклюзивной образовательной среды, характеристика дизонтогенезов, описана деятельность дошкольных инклюзивных и адаптационных групп (групп кратковременного пребывания) для детей с ограниченными возможностями здоровья, тенденции и основные направления развития дошкольного и школьного образования воспитанников с особыми образовательными потребностями в отечественной и зарубежной практике.
Адресовано педагогическим работникам и руководителям ДОО, студентам профильных колледжей и вузов.
Содержание
Введение
Современный этап развития инклюзивной образовательной практики в России
- Общие положения
- Нарушение развития и пути оптимального психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка
О дизонтогенезах
- Дизонтогенезы с гиперфункцией стволовых структур (дисфункция уровня А, по Н.А. Бернштейну)
- Дизонтогенезы со стволовой гиперфункцией
- Стволовая гипофункция вследствие грубого анатомического дефекта
- Глобальная гидроцефалия
- Синдром выраженного коркового дефицита с гиперфункцией подкорковых структур — псевдокататония
- Гиперфункция уровня праксисов в «поле»
- Лобно-височный синдром (синдром лобно-височного дефицита)
- Умственная отсталость («дефицитарные» дети)
- Эпилептиформные моторные и сенсорные синдромы (расстройства)
- Аффективно-эмоциональное нарушение
- Аутизм
- Шизотипический диатез
- Дизонтогенетические расстройства, сочетающиеся с нарушениями в шейном отделе и кранио-цервикальном сочленении
- Синдром выпуклой деформации лобной области лица и широкой переносицы
Инклюзивное образование: понятие, принципы, основания
- Понятие инклюзии в образовании
- Принципы современного инклюзивного образования
Инклюзивная практика в детском саду
- Зарубежная практика: из опыта Германии
- Организационная модель инклюзивной практики в детском саду в России
- Управление инклюзивным детским садом
- Группы кратковременного пребывания
- Условия реализации инклюзивной практики в детском саду
- Организация предметно-развивающей среды
- Организация отношений между участниками образовательного процесса
Инклюзивный образовательный процесс в ДОО
- Диагностика индивидуальных особенностей детей
- Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов развития ребенка и составление ИОПР
- Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей
- Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы
Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном детском саду
Использование видеонаблюдения при приеме детей в ДОО и семейном консультировании
- Организация видеонаблюдения
- Схемы видеонаблюдения
- Анализ и интерпретация результатов видеодиагностики
Междисциплинарный подход и вариативность в инклюзивном образовании
- Особенности работы педагога-психолога в междисциплинарной команде инклюзивного детского сада
- Адаптационный период
- Годовое планирование: долговременные и текущие цели
- Диагностика, запросы
- Работа и текущая координация
- Основные принципы работы с семьей
- Служба ранней помощи и игра
- Групповое инклюзивное занятие
Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» как путь к интеграции в инклюзивную группу
- Режим работы группы «Особый ребенок»
- Структура занятий
- Содержание педагогического процесса
- Сотрудничество с родителями
- Модели интеграции
- Принцип командной работы
Список использованной и рекомендуемой литературы
Авторы: Волкова Татьяна Валерьевна, Прочухаева Мария Михайловна
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"