ФОМИНЫХ Е.Н., учитель-логопед МБДОУ д/с № 102, г. Екатеринбург
Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков и совершенствования речи детей учителя-логопеды очень часто используют скороговорки. Скороговорка как жанр устного народного творчества появилась еще в Древней Руси. Интересна эволюция термина скороговорка в разных изданиях «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова. В издании дается следующее ее определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. Однако логопеды взяли скороговорки на вооружение не для забавы, а для коррекции и совершенствования речи детей.
Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.
В настоящее время, наряду с народными, фольклорными скороговорками, используются и современные авторские.
В старшей группе нашего сада в конце учебного года, когда у большинства воспитанников поставлены и автоматизированы все звуки, проводится конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». В конкурсе принимают участие команды «Говорунишки» и «Болтунишки», соревнующиеся в четком, быстром и выразительном проговаривании скороговорок: фольклорных и современных, самостоятельно сочиненных и проиллюстрированных совместно с родителями. Конкурс проходит с музыкальным сопровождением и участием персонажей: Аграфены Дормидонтовны и говорящего Мишки. В состав жюри входят: старший воспитатель, музыкальный руководитель и учитель-логопед другой группы.
Ниже описан сценарий конкурса.
ЗАДАЧИ
- Совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей.
- Формировать выразительность речи.
- Развивать слуховое внимание и память.
- Развивать артистические способности.
- Воспитывать уважение к великому культурному наследию России.
- Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.
ОБОРУДОВАНИЕ
Аудиомагнитофон, сюжетные картинки к скороговоркам, предметные картинки, четыре маски-эмоции, карточки с буквами, бубен, мягкая игрушка — говорящий Мишка, костюм бабушки, мольберт, таблички с названиями команд «Говорунишки» и «Болтунишки», два подноса, колокольчики, сладкие призы.
Предварительная работа: дети совместно с родителями выполняют домашнее задание — учат наизусть по одной скороговорке, подобранной самостоятельно по желанию, делают рисунок к этой скороговорке; воспитатель делит детей на две команды — «Говорунишки» и «Болтунишки».
Организационный момент.
Вступительное слово логопеда
Под музыку «Выйду на улицу, гляну на село…» дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга.
Логопед. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Знаете ли вы, что скороговорки появились еще в Древней Руси, много столетий тому назад. В детских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить.
Сегодня в нашей группе проводится конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать в конкурсе будут команды «Болтунишки» и «Говорунишки», по 10 человек в каждой. В случае затруднений при выполнении заданий детям могут помочь родители. Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри. (Представляет членов жюри.) Всего в конкурсе семь заданий. За каждое задание можно получить один или два колокольчика, в зависимости от оценки жюри. В конце конкурса количество колокольчиков, заработанных каждой командой, подсчитывается.
Задание 1.
Скороговорки-«невелички»
Логопед. Начнем наш конкурс с разминки. Каждый участник обеих команд должен повторить за мной громко, четко и быстро скороговорки-«невелички», когда я передам ему в руки бубен — звонкий и громкий народный музыкальный инструмент.
Скороговорки для команды «Болтунишки»
Веня и Иван не виноваты.
В дневнике у Вадима девять двоек.
Филимон был на футболе в футболке.
В Японии все пони в попоне.
Дима дает Дине дыню.
Дядя Федя дал меда медведю.
Сынок не носит косынок.
У забияки змея за пазухой.
Наш шпион выше вашего шпиона.
Лев поднял лапу и дал волку по лбу.
Скороговорки для команды «Говорунишки»
Внимание: в водоеме водяной.
У Бобика в будке будильник.
У Пети Потапова папа — капитан.
Попугая не купают, попугая покупают.
Дома один Дима и два Вадима.
Опять Антон пьет кипяток.
Десять совят на сосне сидят.
Синице гусеница снится.
У швеи в шкафу ковшик и кувшин.
У зеленой елки колкие иголки.
Жюри объявляет результаты первого задания.
Задание 2.
Бабушкины скороговорки
Звучит мелодия песни «Выйду на улицу, гляну на село…».
Логопед. Ребята, к нам в гости приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна. (Ее роль исполняет воспитатель группы.)
Аграфена Дормидонтовна. Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести мое имя.
Дети (хором). Здравствуйте, Аграфена Дормидонтовна!
Аграфена Дормидонтовна. Слыхала я, что вы скороговорки хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки четко и быстро повторите.
Иллюстрированные скороговорки для команды «Болтунишки»
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали, похохатывали.
Иллюстрированные скороговорки для команды «Говорунишки»
Стоит воз овса, возле воза овца.
Течет речка, печет печка, печет печка, течет речка.
Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и, прощаясь, уходит. Жюри оценивает выполненное задание.
Задание 3.
Артистичные скороговорки
Логопед. Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная скороговорка:
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!
Участникам выдаются по две маски, изображающие веселье, грусть, испуг, злость. Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией, при этом не забывая о быстром темпе произношения.
Жюри подводит итоги заданий.
Задание 4.
Звукобуквенные
скороговорки
Логопед. Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем показать на мольберте соответствующие буквы.
На мольберте представлены изученные гласные и согласные буквы: А, У, И, О, Э, П, Т, К.
Скороговорка для команды «Болтунишки»
Катя лопаткой копала канавку. (Звук [к] и буква К.)
Скороговорка для команды «Говорунишки»
В пенале у Полины паук плетет паутину. (Звук [п] и буква П.)
Жюри оценивает задание.
Динамическая пауза
Логопед предлагает детям немного отдохнуть, потанцевать под музыку песни «Выйду на улицу…». Взрослый показывает движения, характерные для русских народных танцев, дети повторяют за ним, танцуют.
Задание 5.
Творческие скороговорки
Логопед. Скороговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом четко и быстро произнести. Сочинить скороговорки вам помогут картинки. (Приглашаются по одному человеку от команды.) Одна команда получает картинки с изображением розы, березы, гриба, другая — с изображением кошки, матрешки, машины. Примерные варианты скороговорок:
Гриб и роза росли под березой.
В машине по дорожке едут матрешка и кошка.
Жюри оценивает задание.
Задание 6.
Скороговорки,
выученные дома
Логопед. К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание — выучить скороговорку и что-нибудь нарисовать к ней.
Участники команд произносят скороговорки, демонстрируют иллюстрации к ним.
Жюри оценивает задание.
Некоторые родители к выполнению домашнего задания подошли творчески и сами придумали интересные скороговорки, например:
Арнольд Шварценеггер был терминатор, а стал Калифорнии губернатор.
Фермер Фрол вырастил в парнике кольраби и брокколи в феврале.
Большой плот медленно плыл по ласковым теплым волнам, и маленькая лодка его обогнала.
Эти скороговорки я теперь использую в своей практике.
Задание 7.
Мишкина скороговорка
Логопед. Наш конкурс подходит к концу. Последнее задание вам предлагает выполнить наш гость — говорящий Мишка. (Держит мягкую игрушку, которая при нажимании на нее «произносит» текст скороговорки.) Послушайте его внимательно и попробуйте повторить за ним скороговорку громко, четко, выразительно и быстро (Приглашает по несколько человек от команд.)
Мишка
Чтобы лучше говорить,
Ты сумей-ка повторить:
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой
и стрижонком.
Испугались медвежонка…
А ну-ка, повтори!
Жюри оценивает задание.
Итог задания
Логопед. Конкурс завершился. Я предоставляю слово жюри.
Жюри подсчитывает количество заработанных колокольчиков у обеих команд и объявляет команду-победительницу.
Ребята, вы старались говорить сегодня правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас команды награждаются сладкими призами.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Двадцать два Егорки. Русские народные скороговорки. М., 1990.
Журнал «Карапуз». 2001. № 64.
Стрельцова Л.Е. Веселая азбука. М., 1994.
Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль, 2002.
Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, 1996.