Материал опубликован в журнале “Логопед” № 3/2013.
КУЛИКОВА Е.В.,
учитель-логопед БДОУ д/с № 17, пос. Вохтога Грязовецкого р-на Вологодской обл.
Работа по формированию словообразовательных навыков способствует:
— первоначальному ознакомлению ребенка с морфологическим составом слова;
— более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов;
— овладению навыком подбора однокоренных родственных слов;
— обогащению словарного запаса.
Большой словарный запас и правильное понимание смыслового значения слов помогают ребенку быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила. Проект «Родственные слова», совершенствуя устную речь будущих школьников, способствует улучшению грамотности письменной речи.
Цели: формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников; повышать педагогический потенциал родителей.
ЗАДАЧИ
· Ознакомить детей с понятием «родственные слова»; систематизировать словарный запас детей по группам родственных слов.
· Продолжать расширять словарный запас детей; закреплять словообразовательные навыки.
· Развивать память, внимание, мышление, творческие способности, связную речь в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.
· Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности; доказать им необходимость приобретения детьми знаний и умений по данной теме.
· Воспитывать инициативность, интерес к родному языку.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, учитель-логопед, родители, воспитатели группы.
Срок реализации: 2 мес.
Этапы проекта
Организационный (1 мес.):
— выявление проблемы;
— формулировка задач проекта;
— организация развивающей, познавательной, предметной среды.
Практический (3 недели): организация совместной деятельности учителя-логопеда, детей, воспитателей и родителей.
Заключительный (1 неделя): подготовка и проведение презентации книжек-малышек.
Осуществление практической части проекта
Развивающая среда
1. Подборка заданий и упражнений для игровой деятельности детей с воспитателями группы в свободное время.
2. Подборка предметных картинок для самостоятельного образования детьми родственных слов.
3. Книга «Родственные слова» для совместной деятельности детей и педагогов, самостоятельного чтения детьми родственных слов (на каждой странице в столбик напечатаны однокоренные слова, общая часть выделена другим цветом).
4. Книжки-малышки с иллюстрациями к набору родственных слов, использующиеся для лучшего запоминания этих слов, придумывания предложений и рассказов под руководством педагогов и в самостоятельной деятельности детей.
Работа с детьми
1. Непосредственно образовательная деятельность в кружке «Юные читатели»
2. Использование игровых заданий в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекционной образовательной деятельности.
3. Познавательный досуг «Игра КВН».
4. Игровая деятельность детей с воспитателями в режимные моменты.
Самостоятельная деятельность детей
1. Рассматривание книжек-малышек по теме «Родственные слова».
2. Подбор родственных слов к названиям предметных картинок.
3. Чтение родственных слов в книге для чтения.
Работа с родителями
1. Памятка «Родственные слова» с играми и упражнениями.
2. Участие родителей в познавательном досуге «Игра КВН».
3. Консультация для родителей «Как умение подбирать родственные слова влияет на грамотность школьника. Изготовление книжки-малышки».
Работа с воспитателями
1. Мастер-класс для воспитателей группы.
2. Ознакомление с подборкой игровых заданий для совместной деятельности воспитателей и детей.
Игры и упражнения,
используемые в работе с детьми
Подбор родственных слов к заданному главному слову
Петух — петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.
Рыба — рыбка, рыбешка, рыбища, рыбный (суп), рыбья (голова), рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболов, рыболовная (сеть).
Мышь — мышка, мышонок, мышиная (нора), мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).
Мороз — морозить, морозилка, морозильная (камера), морозный (день), заморозить (мясо в морозилке), морозец (легкий мороз), мороженое (сладкое холодное лакомство), заморозки, обморожение (сильное повреждение тела от мороза).
Конь — коньки, конек (горбунок), конюшня, конюх, конный (плуг), конское (ржание), конница, конезавод, конина (мясо), конокрад (крадет коней).
Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов
Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.
Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.
Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина (мясо убитого охотником зайца).
Выбор главного слова к названным родственным словам (здесь использовать мяч)
Волчонок, волчище, волчишка, волчий — волк.
Голосовой, голосистый, голосок, голосище, голосить, отголосок — голос.
Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать — прыгать.
Зубной, зубик, зубастый, зубочистка — зубы.
Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный — добро.
Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары — спорт.
Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать — стук.
Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным словам
Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать, вороний.
Груз, грузовик, грузчик, грузди, грузовой.
Карта, карточка, куртка, картишки, картина.
Ледокол, лед, ледышка, ладошка, ледянка, ледяной.
Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам (каждому ребенку предлагается по одному слову)
«Круг» и «кружево»: круглый, кружок, кружевце, кружиться, кружочек, кругом, кружевница, кругосветное (путешествие), круговорот (воды), кружевоплетение, окружение.
«Нога» и «нож»: ножка, ноженька, ножны, ножевое (ранение), ножик, ножищи, босоножки, ножичек, ножницы, ножная (машина).
Подбор родственных слов к названию выбранной предметной картинки
Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову
Педагог зачитывает стихотворные фразы, а дети находят родственные слова к слову петух.
Только жив ли петушок,
Золотой наш гребешок?
Вижу гребень петушиный
На пригорке под осиной.
Что ты, Петя, не встаешь?
Что ты песен не поешь?
Петушатина — хорошая еда.
Где ворота? Подавайте их
сюда.
Разошелся наш петух,
Распушил атласный пух.
А пока он петушится,
Из кустов ползет лисица.
С. Маршак
Называние в стихотворном отрывке слов-родственников
У щуки щучья чешуя
И щучьи плавники.
Плывет щуренок, как и я,
Вдоль берега реки.
В день ветреный всегда
бывает ветер.
Ветровку я давно себе
приметил.
Когда же дует легкий
ветерок,
То можно отправляться на
каток.
Все рыбы и рыбки живут
лишь в воде
И плавают вольно везде.
Рыбачить приходят порой
рыбаки,
Чтоб рыбной покушать ухи.
Составление предложения с одним из слов-родственников
Придумывание рассказа с предложенными словами-родственниками:
— по наводящим вопросам;
— самостоятельно.
1. Педагог знакомит детей с изготовленной книжкой-малышкой с родственными словами к слову ель и предлагает им составить рассказ со словами из этой книжки по наводящим вопросам.
— Где росла ель? (В лесу.)
— Зачем ее срубили? (Скоро Новый год.)
— Куда принесли елку?
(В детский сад.)
— Чем украсили елку? (Елочными игрушками.)
— Что делали дети на празднике вокруг елочки? (Пели, танцевали, водили хоровод.)
Примерный рассказ. Стояла в лесу ель. Ее срубили перед Новым годом, отряхнули еловые лапы от снега и принесли в детский сад. Поставили елку в зале, нарядили елочными игрушками, гирляндами. На празднике дети веселились у елочки вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой.
2. Ознакомление детей с книжкой-малышкой и родственными словами к слову петух.
С помощью вопросов педагога дети составляют рассказ, используя заданные родственные слова. Несколько детей повторяют получившийся рассказ.
— У кого жил петух?
— Как она (он) к нему относилась (относился)?
— Как ласково называла?
— С кем петух мог драться — петушиться?
— Что осталось на земле после драки?
Примерный рассказ. У Маши жил петух. Она его очень любила и ласково называла Петя-петушок. Девочка кормила петушка крупой, червяками, хлебными крошками. Когда во двор приходил соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться — петушиться. Маша разгоняла петушков, а потом собирала лежащие на земле петушиные перья.
Игра КВН «Раз словечко,
два словечко»
с участием родителей
ЗАДАЧИ
· Закреплять умение подбирать родственные слова.
· Продолжать учить составлять предложения и рассказы с заданными родственными словами.
· Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.
· Воспитывать умение играть в команде, чувство коллективизма, инициативность.
· Показать родителям необходимость умения детей подбирать родственные слова.
Оборудование: предметные картинки с изображениями воды и руки; карточки с написанными словами-родственниками для составления предложений; карточки со списками слов-родственников к словам друг и уши; карточки с заданиями для каждого взрослого.
Первый конкурс: назвать слово, которое не является родственным к остальным словам.
Дети делятся на команды, им по очереди предъявляется цепочка слов.
Щука, щучий, щепочка, щучка, щуренок.
Крошка, окрошка, крошить, закрашивать.
Ель, еловый, елочки, съел, ельник.
Трава, травушка, отрава, травяной.
Головка, головастик, головной, голодный, трехголовый.
Голосить, голосовой, голый, голосишко.
Грачонок, грачиные, граница, грачевник.
Конный, конюшня, конфетка, конезавод.
Глупый, глубокий, глупыш, поглупеть.
Мороз, мороженое, морс, заморозки.
Второй конкурс: подобрать родственные слова к заданному слову.
Капитаны выбирают предметную картинку, обозначающую заданное слово. Команды по очереди называют слова к заданному им главному слову.
Вода — водичка, водица, водяной, водопад, наводнение, водопой, водонос, водовоз, водянистый, водка, водянка, водолаз, водолазный, подводный, подводники, водоем.
Рука — ручка, ручища, ручонка, рученька, ручной, подручный, наручники, рукава, нарукавники, рукавицы, рукавички, рукоделие, рукодельница, рукопашный, рукопожатие, руководить, руководитель.
Третий конкурс: назвать слова-родственники из прочитанных стихотворений.
При затруднении детям помогают родители.
Осинки растут
в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами —
подосиновики,
Такие грибы красивые.
Стеклянная посуда Часто бьется
И много мелких стекол
остается.
Все стеклышки собрал я осторожно —
Пораниться случайно
ими можно.
Звезды и звездочки
В небе ночном —
Звездное очень небо.
Хотелось бы мне
Сосчитать их потом,
Но я звездочетом не был.
Ивушки, ивы растут у
реки,
Низко склонясь над водой.
Из ивовых прутьев
Плетут старики
Корзиночки долгой зимой.
Четвертый конкурс: «Грамотные взрослые».
Родители выполняют задания на карточках: вставить пропущенную букву и написать проверочное (однокоренное) слово.
Мол..(а, о)ко.
Ст..(а, о)ловая.
Но..(ж, ш)ка.
Ска..(с, з)ка.
К..(а, о)робочка.
Вым..(о, а)чить.
В..(и, е)рхушка.
В..(и, е)селые.
Кни..(ш, ж)ка.
Кру..(ш, ж)ка.
М..(и, я, е)сорубка.
М..(и, е, я)гкотелый.
Пятый конкурс: «Конкурс капитанов» (проводится одновременно с конкурсом родителей.)
Капитаны по очереди в ответ на каждое названное педагогом слово-родственника говорят главное слово.
Главные слова: дорога, дорого.
Дорожка, подорожник, дорогой, дороженька, дорожать, придорожная, подороже, дороговизна, дорожный, подорожало, дороговато, дорожник, удорожание, по-дорожному, бездорожье, дорожить, дороже, подорожание, подорожная, бездорожье.
Шестой конкурс: придумать предложение со словом-родственником.
Капитаны читают карточки с написанными словами-родственниками, по возможности сами читают слово. Участники команды придумывают предложение. У кого длиннее предложение, тот получает один балл. При затруднении детям помогают родители.
Солнце, солнечный, солнышко, солнцепек, подсолнух, подсолнечное, солнцезащитные, солнцелюбивое.
Седьмой конкурс: придумать рассказ с заданными словами-родственниками.
Педагог зачитывает списки родственных слов, а дети с помощью родителей придумывают рассказы. Родители зачитывают получившийся рассказ.
Пример: первой команде дается слово уши, второй — друг.
Подведение итогов, награждение команд.
Изготовление книжек-малышек
Изготовленные логопедом несколько книжек для использования на занятии с детьми, рассматривания ими в свободное время, демонстрации родителям в качестве образца на консультации складываются в виде гармошки (высота книжки не менее половины альбомного листа). Картинки можно нарисовать или вырезать и наклеить, под картинкой написать соответствующее родственное слово. На первой странице картинка к главному слову, в конце — рассказ с использованием однокоренных слов.
Родителям можно предложить на выбор карточки с цепочкой родственных слов, где указывалось, что можно изобразить к тому или иному слову. Примерный набор карточек:
малина — малинник — малиновое (варенье) — малиновка;
белый — белоствольная (береза) — белохвостая (птица) — белок (яйцо в разрезе) — белозубая (улыбка) — побелить (красить печь);
береза — березка (маленькое деревце) — березовые (дрова, веник) — березняк (березовый лес) — подберезовик;
рыба — рыбка — рыбища — рыбный (суп) — рыбья (голова) — рыбак — рыбалка — рыболовный (крючок) и т.д.
Дети, изготовившие книжки дома, показывали в группе картинки, называли родственные слова и читали сочиненный рассказ. Остальные дети называли родственные слова из услышанного текста.
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
В процессе подготовки к школьному обучению дошкольник должен овладеть навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в дальнейшем быстро и правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии. Работа над словообразованием важна в плане первоначального ознакомления ребенка с морфологическим составом для овладения разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных букв в приставках, суффиксах и корнях слов.
Выполнение заданий
данной памятки
1. Прочитайте ребенку весь список родственных слов, попросите найти главное слово, от которого образовались остальные.
2. Назовите только главное (выделенное) слово и попросите придумать к нему слова- родственники. В случае затруднения окажите помощь наводящими вопросами: голова рыбы, скажи по-другому — какая голова? (Рыбья.) или: суп из рыбы — какой? (Рыбный.)
Задание 1. Назови главное слово или придумай слова-родственники к названному слову.
Голодание, голодный, голодать, голод, проголодаться, голодающий, голодовка.
Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.
Дворец, дворник, дворняжка, двор, дворик, дворцовый, дворовый.
Доброта, подобреть, добрый, добро, доброжелательный, добряк, задобрить.
Звездопад, звездолет, звездное, созвездие, звезда, звездочка.
Домик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом, домработница, домохозяйка.
Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар, жарища, жар-птица, жаропонижающее.
Зверюшка, зверье, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь, зверек, звереныш, зверолов, звероферма.
Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон, дозвониться, звоночек.
Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля, землекоп, землетрясение, подземелье.
Задание 2. Какое слово не является родственным?
Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок.
Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый.
Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш.
Лес, лесник, лесной, лесочек, лев.
Овощ, осень, овощной, овощерезка.
Рыбный, рыбак, рыба, рыбешка, рысь, рыболовный, рыбак.
Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник.
Гора, горный, горка, горе, пригорок.
Боль, большой, больница, больной, болеть.
Море, моряк, морской, морщины, мореплаватель, морячка.
Сахар, сахарница, сахарный, сухари, сахарок.
Беседа, беседка, беседовать, соседка, беседующий, собеседник и т.д.
Задание 3. Для какого слова названное слово является родственным?
Гусь и гусли.
Гусак, гусыня, гусенок, гусляр, гусиные, гусельки, гуслярный, гуськом.
Купать и купить.
Купание, покупка, купаться, купальник, покупать, купленный, купальщица.
Курица и курить.
Куриный, курочка, курильщик, курятина, окурок, курятник, курилка, закурить.
Рано и рана.
Раньше, раненый, рановато, ранить, израненный, пораньше, ранка, рань.
Носить и нос.
Носатая, носорог, носилки, носки, утконос, носильщик, носишко, носовой, поднос, переносить, носочки.
Данный проект вызвал интерес у воспитателей группы, родителей, дети с удовольствием выполняли задания. Надеюсь, что он будет полезен и читателям журнала.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М, 2001.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.
Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.
Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. СПб., 1999.