ФЕТИСОВА М.В., учитель-логопед ГОУ ЦРР — д/с № 2341, Москва
Дизартрия (речедвигательное расстройство) — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевой мускулатуры, речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики (спастичность, гипотония, дистония мышц). При дизартрии нарушена моторная сторона речи, а не программирование речевого высказывания. В настоящее время учителя-логопеды Москвы считают, что около 50—70% детей, нуждающихся в логопедической помощи, имеют легкую либо среднюю степень дизартрии. Эти данные касаются и коррекционных и массовых детских садов. Дети в общей своей массе стали очень плохо говорить, искажают не только согласные, но и гласные звуки; дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Стойкое смягчение согласных, долгий путь к автоматизации звуков — все это проявление дизартрии, а не нарушение фонетико-фонематического слуха. А ведь 20—25 лет назад такого не было. В 80-е гг. ХХ в. дизартрик был редкостью, а среднестатистический ребенок, нуждающийся в помощи логопеда, не выговаривал 1—3 звука.
В новой коррекционной программе 2010 г. практически нет раздела и направлений, касающихся современных подходов в работе с детьми-дизартриками. Консервативно и по старинке в ней указано об обязательном выполнении упражнений. Однако дизартрия не проходит сама по себе: лечить ребенка можно и нужно до 7 лет, потом может быть поздно…
Система коррекции дизартрии должна включать:
— коррекцию звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза и другие общие логопедические задачи;
— дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастику;
— лечебную физкультуру и логоритмику;
— физиотерапию;
— медикаментозное лечение.
При разработке средств устранения речевых расстройств логопедия должна опираться на новейшие достижения медицины. Но, к сожалению, она не озабочена массовыми нарушениями речи.
Логопедия — сравнительно молодая наука. Первыми логопедами были врачи. Зная анатомию, физиологию и особенности развития детей, они помогали в ХIХ и начале ХХ вв. исправить речь. Что же произошло дальше? Логопедию отдали педагогам. Я искренне считаю, что это было в какой-то степени ошибкой. Посмотрите непредвзято на нашу специальность. В медицине созданы очень узкие специализации: один доктор отвечает за зрение, другой — за слух, третий — за опорно-двигательный аппарат и т.д. А речедвигательная, самая сложная нервно-психическая функция отдана педагогике! Такой важный аспект, как речь, находится на «обочине». Ни один врач полностью не несет ответственности за лечение ребенка от дизартрии. Невропатолог иногда ставит ребенку диагноз: ЗРР. Случаи, когда врач обследует тонус мышц лица и языка, крайне редки. Такой подход к проблеме патологии речи я называю «ветеринарным». Умение говорить, то, что является высшим достижением эволюционного процесса, не волнует нашу практическую медицину никоим образом.
Пример из практики. При обследовании детей ясельной группы выяснилось, что трехлетний ребенок не говорит. Пищу сначала держит во рту, сам мучается и «мучает» пищу, поскольку не может жевать, полноценно двигать языком. Поперхивается, захлебывается… Выясняется, что при рождении у ребенка был сильный гипертонус мышц, он проходил несколько курсов массажа. А дальше? Потом невропатолог «снял его с учета». Ни родителей, ни врачей не волновало то, что малышу тяжело жевать. Терапевту, как это постоянно бывает, неинтересно заглянуть ребенку в рот и понять причину трудности перехода к твердой пище (дети-дизартрики часто плохо владеют языком и за¬глатывают пищу). О нарушениях тонуса языка и артикуляционного аппарата (я часто общаюсь с врачами) очень мало кто реально знает… Такое невежество, конечно же, приводит к гастриту, расстройству пищеварения.
Пример из практики. На приеме пятилетний ребенок с мамой. У девочки саливация (слюнотечение), повышенный глоточный (рвотный) рефлекс, нарушено звукопроизношение 11 звуков, общая невнятность речи, плохая координация движения (атаксия), дизартрия, гипотония мышц языка и лица. Анализ анамнестических сведений показывает отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.), асфиксию новорожденных, стремительные или затяжные роды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, его приносили кормить позже других».
В первый год жизни многие дети наблюдались у невролога, назначались медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе стояло перинатальная энцефалопатия (ПЭП).
Развитие ребенка после первого года жизни, как правило, мало волнует специалистов-врачей. Невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым. Более того, при заполнении медицинской карты для детских садов практически все врачи (за исключением логопеда поликлиники) не обращают внимания на общую и мелкую моторику ребенка, особенности его артикуляционного аппарата, звукопроизношение и общее речевое развитие.
Таким образом, мы очень часто имеем примеры замалчивания и игнорирования обследования детей. Я в своей практике очень часто слышала от невропатологов слова: «Это все ваше…».
Медсестры, работающие в ДОУ массажистками, обычно лечат заболевания опорно-двигательного аппарата. О массаже артикуляционного аппарата слышали лишь единицы, практически такая помощь не осуществляется ни в поликлинике, ни в ДОУ. Лечение нарушений высшей психической деятельности (речи!) брошено «на самотек».
Проблема коррекционно-педагогической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время чрезвычайно актуальна.
«Стучите и вам отворят» — эти библейские слова помогают учителям-логопедам найти прямые и обходные пути в коррекционной работе. Передовые дефектологи ищут, творят, изобретают что-то новое, пользуются знаниями из области медицины, невропатологии и нетрадиционными методами лечения.
Отрадно, что именно неврологическое лечение — массаж языка — создано учителем-логопедом Еленой Викторовной Новиковой после всестороннего изучения медицины, неврологии и невропатологии. А чем же заняты некоторые наши современные дамы от науки? Они организуют платные курсы. Прекрасно понимая накопившиеся проблемы, они не спешат «звонить в колокола». Они платно учат, как лечить дизартрию, прекрасно понимая, что сами — не медики, да и мы — не лекари. Лицензии, например, на право проведения массажа, они не дают. Достучаться до Департамента здравоохранения, поставить специалистов-врачей на службу сопровождения детей, страдающих речевой патологией, не приходит почему-то в умную голову никому.
Учитель-логопед вместе с воспитателями и другими специалистами делают все возможное, чтобы подготовить ребенка к школе. От качества коррекционно-педагогической работы зависит очень многое: вся будущая жизнь до¬школьника, его психическое и физическое благополучие.
В 7 лет фактически заканчивается коррекция зукопроизношения у детей. В более позднем возрасте труднее исправить недостатки произносительной стороны речи, даже опираясь на помощь медицины. Поэтому передовые учителя-логопеды проводят массаж артикуляционного аппарата, фактически и юридически не имея на это права. Нередки случаи, когда логопеды, боясь чиновников, как преступники, прячут свои лечебные зонды. Проблема очень серьезная, требующая незамедлительного решения, поскольку число детей, страдающих дизартрией, неуклонно растет.
С достаточно большим опытом работы я имею право сказать о ее сложностях. Дети стали другими: увеличилось количество воспитанников с разными патологиями здоровья. Много детей ослабленных, вялых, с нарушенной координацией, гипервозбудимых и др. От всех «чудес» цивилизации страдают не только взрослые, но и дети. Необходимость принятия мер по диагностике и коррекции нарушений в развитии детей связана с наличием в нашей стране тревожной демографической ситуации. Мы имеем не только общее снижение рождаемости, но и увеличение количества рождения нездоровых, физиологически незрелых детей. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 до 26,5—36,5%. Сегодня до 80% новорожденных физиологически незрелые, свыше 86% имеют перинатальную патологию ЦНС. Несвоевременная коррекция дефекта приводит к развитию стойких нарушений в будущем. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих систем организма, в первую очередь нервной (Г.В. Яцык).
Я назвала шокирующие, но реальные цифры. Что на самом деле часто видит учитель-логопед, открывающий карту проблемного ребенка, ребенка с дизартрией? Самое большее, на что Вы, как специалист, можете рассчитывать — это ЗРР (задержка речевого развития). Эта запись не раскрывает ни причины, ни дальнейших путей лечения. Но чаще всего встречается запись: «Здоров», которая давно возмущает всех моих коллег.
Считаю, что мы не должны бездействовать. Необходимо принимать совместные обращения и предложения, продвигать их в жизнь. Ведь воинствующее невежество часто готово обвинить логопедов в непрофессионализме, любых грехах. Уже давно пора в такой области, как дизартрия, обязать врачей заняться своими прямыми обязанностями. Меня, например, удивляет и огорчает фактическое отсутствие бесплатного лечения для детей, страдающих дизартрией.
Необходимость действовать заставляет меня обратиться в Департамент здравоохранения с некоторыми предложениями, перечисленными ниже.
1. Установить возможность бесплатного обучения учителей-логопедов на курсах усовершенствования и переподготовки в медицинских учреждениях, Центрах, вузах. Приравнять курсы по невропатологии, нейрореабилитации по значимости к коррекционно-педагогическим.
2. Создать бесплатные практические курсы для учителей-логопедов, желающих овладеть практикой логопедического массажа и лечебной физкультуры. Выдавать им лицензии на право такой деятельности.
3. Обязать невропатологов, психотерапевтов, педиатров и оториноларингологов детского профиля тщательно обследовать маленьких пациентов. Обязать врачей писать не только диагноз, но и возможную причину, что важно при коррекции речевого дефекта. Внедрить практику совместных консилиумов при формировании речевых групп и списков детей, нуждающихся в логопедической помощи в обычных детских садах.
4. Приоритет отдать медицинскому, а не педагогическому диагнозу.
5. Решить проблему бесплатного и обязательного обучения медсестер-массажисток методам и приемам массажа артикуляционного аппарата.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М., 2008.
Дьякова Е.А. Логопедический массаж. М., 2003.
Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение. СПб., 2009.
Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. М., 2003.
Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб., 2008.