Лесина Е.А.,
заместитель директора по социальной работе
ЦССВ «Гармония», Москва
В последнее десятилетие произошла кардинальная перестройка деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Резко изменились цели, задачи и содержание их деятельности.
Выполнявшаяся ими в последние десятилетия базовая государственная услуга «Содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнилась целым перечнем других равнозначных услуг, как:
- содействие в передаче воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы устройства, включая подбор граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан или принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах;
- подготовка граждан, выразивших желание принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы устройства;
- осуществление постинтернатного патроната;
- сопровождение семей (приемных, опекунских и попечительских), принявших ребенка (детей) на воспитание;
- реализация дополнительных общеразвивающих программ на ознакомительном, базовом и углубленном уровне;
- осуществление социального патроната над семьями с детьми, нуждающимися в помощи государства.
По сути, на данном этапе вся работа специалистов учреждения направлена либо на сохранение ребенка в биологической семье (социальный патронат, родственные опека / попечительство), либо на подбор такой семьи, которая способна (обладает достаточным уровнем и диапазоном компетенций) удовлетворить потребности конкретного ребенка, поскольку важно не только поместить его в семью, но и сохранить его пребывание до 18 лет, а возможно и дольше (при налаженных межличностных отношениях).
Также значительное место в деятельности учреждения стали занимать вопросы, которые решались ранее в рамках социальной работы организациями социальной защиты населения. Сейчас интернатные учреждения в Москве, будучи в структуре Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, сами организуют работу для решения проблем своих воспитанников и выпускников.
В связи с дополнением и расширением круга услуг, предоставляемых населению специалистами Центра, постепенно меняются не только приоритетные направления в работе, но и сам процесс функционирования учреждения. Однако, как обычно в начале любого пути, когда идут разработка, наладка нового механизма, возникает много вопросов, а специалисты сталкиваются с различными проблемами, обусловленными особенностями учреждения специалистов и региона, а также изменениями законодательства. Каждое учреждение решает поставленные задачи по-своему, у каждого свой уникальный опыт работы с различным контингентом граждан.
Очень важно, чтобы опыт не только использовался, но и анализировался, передавался, трансформировался и имел реальные возможности реализации и в других учреждениях. Как и ранее, так и сейчас наиболее эффективно создание общего информационного пространства, которое позволяет не только в теоретическом плане обмениваться информацией и наработками специалистов, но и изнутри наблюдать за процессом, погружаясь хотя бы на один день (в рамках выездных семинаров и «Школы передового опыта») в работу учреждения. Беря что-то на заметку себе, примеряя возможность использования имеющегося опыта на базе своего учреждения, специалисты переходят на новую ступень, позволяющую оценить не только чужую работу, но и по-новому взглянуть на свою. Никакие методички и пособия не заменят живой диалог специалистов, делящихся своими наработками, транслирующими собственный опыт. Таким образом, рождается (часто в спорах) общая методологическая позиция, вырабатывается наиболее продуктивный алгоритм взаимодействия в рамках предоставляемых услуг, который впоследствии сможет оптимизировать работу всех учреждений.
Например, говоря о работе по сопровождению замещающих семей, в рамках родственной опеки было выявлено много схожих проблем, для решения которых необходимо ввести занятия, направленные на приобретение родительских компетентностей.
В рамках обучения в Школе приемных родителей (ШПР) прежде всего создаются условия для формирования внутренней устойчивой психологической готовности кандидатов в замещающие родители к приему и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чего лишены ближайшие родственники. Для остальных родственников прохождение ШПР обязательно. Однако в процессе работы с данным контингентом выявилась необходимость несколько изменить программу. Поскольку родственники настроены на принятие в семью определенного ребенка, их интересует более конкретная информация. В результате какие-то темы не требуют глубокого изучения, а какие-то вызывают необходимость глубокого подробного рассмотрения. Это достаточно тяжело и не всегда корректно осуществлять в условиях групповой работы, поэтому целесообразно выведение данной категории граждан из тренинговой группы на индивидуальные занятия или занятия в малых группах (3—4 чел.) с похожей жизненной ситуацией с уточнением и переработкой программы. Есть риск обострения переживаний, поэтому большее внимание в процессе работы уделяется осознанию и отреагированию чувств. Один из вариантов работы с данным контингентом — ведение тетради с печатной основой (в рамках программы «Родня. Поддержка»), которая не только помогает в освоении предлагаемого материала, но и служит для попечителя дополнительным источником информации, который может использоваться в любой период нахождения ребенка в семье.
Основополагающая задача подготовки воспитанников (которые по тем или иным причинам не были переданы в замещающие семьи) к самостоятельной жизни — обучение всему, что им потребуется после выхода из ЦССВ, чтобы вступление в большую жизнь не превратилось в тяжкое испытание из-за неприспособленности жить самостоятельно.
Основная цель работы по постинтернатному патронату — поддержка выпускников, помощь в бесконфликтной интеграции воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в среду самостоятельной жизнедеятельности в условиях быстро изменяющейся ситуации современного социума. Для этого важно наладить и сохранить доверительные отношения между специалистами учреждения и выпускниками, что служит одним из гарантов успешного взаимодействия и положительных результатов каждого этапа сопровождения.
Вышеуказанное определило необходимость разработки специалистами ГБУ ЦССВ «Гармония» «Записной книжки выпускника», которая направлена на решение наиболее часто возникающих у выпускника проблем. Цель ее создания — обеспечить условия для приобретения воспитанниками компетенций, необходимых для успешной социальной адаптации после выпуска из учреждения, возможность самостоятельного обращения к информации на любом этапе.
Полагаем, что в каждом учреждении имеются свой уникальный опыт работы, интересные наработки, инновационные технологии. Хотелось бы рассказать не только о работе нашего учреждения, но и познакомиться с опытом других организаций с помощью проведения Школ передового опыта, организации выездных занятий, семинаров, круглых столов. На базе нашего учреждения неоднократно проходили выездные занятия для слушателей курсов повышения квалификации, на которых мы старались поделиться нашим опытом работы. Думаем, что такая форма взаимодействия будет интересна и полезна всем специалистам, работающим с детьми-сиротами.