Представленные тематические занятия из цикла «Ознакомление детей с видами спорта» посвящены бадминтону и футболу, сочетают в себе ознакомительный и обучающий характер, решают следующие задачи
образовательные:
— обучать, развивать и закреплять двигательные навыки и умения с помощью физических упражнений;
воспитательные:
— повышать интерес к различным видам спорта и потребности в систематических занятиях физкультурой;
оздоровительные:
— сохранять и укреплять здоровье старших дошкольников, используя физические упражнения с ракетками, основные виды движений, корригирующие упражнения, упражнения для глаз и дыхательную гимнастику.
Структура занятий
Перед началом занятия (с целью создания интереса и мотивации) дети знакомятся с разными спортивными играми:
— с названием, историей их возникновения;
— правилами;
— формой спортсменов;
— названиями спортивных атрибутов, необходимых для игры, со спортсменами, достигшими высоких результатов в том или ином виде спорта.
Вводная часть
Направлена на улучшение эмоционального состояния воспитанников, активизацию их внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.
Основная часть
Включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из 7 общеразвивающих упражнений, которые выполняются в среднем темпе 6—7 раз (что соответствует возрастным особенностям старших дошкольников).
Для проведения ОВД используются наиболее простые элементы спортивной игры. Для их выполнения дети делятся на подгруппы, что обеспечивает высокую моторную плотность занятия и воспитательный эффект. Итог основной части занятия — тематическая подвижная игра высокой активности, повторяемая 2 раза.
Заключительная часть
В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания, ЧСС и упражнения для глаз.
Принципы организации занятий
- развивающего обучения. От детей требуется приложение усилий для овладения новыми движениями (подбрасывание, ловля и отбивание ракеткой волана);
- воспитывающего обучения. Игры и упражнения направлены не только на развитие двигательных качеств (ловкость, быстроту, координацию движений), но и решение воспитательных задач (воспитывать уверенность в своих силах, интерес к различным видам спорта и потребность в систематических занятиях физкультурой);
- систематичности. Содержание предлагаемых заданий постепенно усложнялось (от простого к сложному);
- сознательности и активности детей. Старшие дошкольники сознательно относятся к предлагаемым им упражнениям, отсюда и увеличение прочности их усвоения;
- доступности. На занятиях используются упражнения, соответствующие функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не наносящие ущерба здоровью дошкольников.
Занятия строятся на наглядном, словесном и практическом методах, направленных на формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств. Использование музыкального сопровождения способствует активизации детей, настраивает их на работу в едином ритме, подбадривает, поднимает настроение, создает атмосферу благоприятного общения.
В процессе физкультурных занятий из данного цикла воспитанники не только приобретают новые двигательные навыки, но и развивают физические качества, расширяют кругозор, пополняют словарный запас, получают возможность в стенах детского сада прикоснуться к большому миру спорта.
Предлагаем конспект тематических физкультурных занятий из цикла «Ознакомление с видами спорта».
«Бадминтон»
Занятие для детей подготовительной к школе группы
Задачи:
— учить подбрасывать волан вверх одной рукой и ловить двумя, отбивать его ракеткой;
— закреплять умение правильно держать ракетку правой и левой рукой, принимать стойку бадминтониста;
— совершенствовать навыки метания предметов в горизонтальную цель способом «прямой рукой снизу»;
— формировать правильную осанку и своды стоп;
— развивать глазомер, меткость, ловкость, быстроту, координацию движений, внимание;
— воспитывать уверенность в своих силах, интерес к различным видам спорта и потребность в систематических занятиях физкультурой.
Оборудование: ракетки и воланы (по количеству детей), обручи большого диаметра; массажные следы, магнитофон, СD-диски.
* * *
В физкультурном зале дети строятся в шеренгу по росту. В спортивной форме бадминтонистки входит инструктор по физкультуре.
Инструктор. Здравствуйте, ребята! Я — бадминтонистка! Сегодня я пригласила вас в спортивный зал, чтобы научить играть в бадминтон. Посмотрите на мою спортивную форму (белая футболка, юбка или шорты, гольфы, кроссовки, повязка или бейсболка). Именно в таком виде играют в бадминтон. Как вы думаете, что нужно для игры?
Дети отвечают.
Правильно, для игры понадобятся ракетки и волан. Чтобы научится хорошо играть в бадминтон, нужно много тренироваться. А, как вы уже знаете, любая тренировка начинается с разминки. Так давайте же разминаться!
Вводная часть
В разминку можно включить следующие упражнения.
- Равнение, стоя в шеренге.
- Ходьба на месте с поворотом направо (в колонну), в колонне по одному;
- Ходьба на пятках.
- Прямой галоп, подскоки с ноги на ногу с переходом на обычную ходьбу.
- Ходьба на внешней стороне стопы.
- Ходьба мелким семенящим шагом, переходящим на бег широким шагом.
- Обычная ходьба с заданием на ходу взять ракетки в правую руку.
- Перестроение в две колонны.
- Поворот с переступанием в две шеренги.
Инструктор. Молодцы! Переходим к упражнениям с ракетками.
Основная часть
ОРУ с ракетками
«Крыша». И.п. — о.с., ракетка в одной руке. Приподнимаясь на носках, прямыми руками поднять ракетку над головой (зеркало ракетки параллельно полу), посмотреть на нее и сказать: «Крыша».
Повторить 8 раз.
«Посмотри назад». И.п. — руки вытянуты вперед на уровне плеч, ракетка в правой (левой) руке. Выполнить повороты вправо (влево) с отведением прямой руки с ракеткой назад, пальцы свободной руки сжать в кулак.
Повторить 8—10 раз.
«Достань до пола». И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, ракетка в двух руках. Наклониться вперед вниз, коснуться пола ребром ракетки.
Повторить 8 раз.
«Переложи ракетку». И.п. — о.с., ракетка в правой (левой) руке вдоль туловища. Присесть, колени развести в стороны, руки вытянуть вперед и переложить ракетку в другую руку, спину не сутулить, ракетку держать на уровне глаз.
Повторить 8—10 раз.
«Отбей волан». И.п. — то же. Сделать шаг вперед, слегка наклониться, руку с ракеткой быстро вытянуть вперед (как бы отбивая волан на лету), ребро ракетки должно быть перпендикулярно полу.
Повторить 6—8 раз.
«Ворота». И.п. — ноги вместе, ракетка в правой (левой) руке, руки вдоль туловища. Выполнить прыжки: ноги врозь, руки в стороны; ноги вместе, руки вниз.
Выполнить 3 раза по 12 прыжков.
Повторить упражнение «Крыша».
Инструктор. Теперь мы будем учиться ловить волан руками и отбивать его ракеткой.
ОВД
Проводятся упражнения.
«Подбрось-поймай». Подбросить волан вверх одной рукой (правой или левой), поймать обеими руками. Сначала бросать невысоко (на 1—2 м), постепенно увеличивая высоту.
Инструкции детям: «Волан держать одной рукой за перышки, подбрасывать невысоко вверх перед собой и следить за его движением глазами, чтобы он не упал».
«Отбей волан». Первый ребенок бросает волан одной рукой стоящему напротив (на 2—3 м), второй отбивает его ракеткой. Первый ребенок старается поймать волан на лету руками. Упражнение повторяется. Через несколько минут дети меняются ролями.
Инструктор не только показывает, как правильно держать ракетку, но дает инструкции детям: «Держать ракетку нужно правой рукой, четыре пальца снизу, большой — сверху, точно так же, как вы держите молоток за конец ручки. Чтобы лучше управлять ракеткой, ваши пальцы должны быть слегка расставлены, т.е. между ними должны быть окошечки. Сильно сжимать ракетку не надо. Отбивать волан нужно не серединой ракетки, а ее верхним краем. Задача играющих в бадминтон — не дать волану упасть».
«Удержи волан». Дети делятся на две колонны. Ребенок, положив волан на голову, идет между двумя линиями (по дорожке), стараясь не уронить его. Не разрешается поддерживать волан руками. Повторить 3 раза.
Инструкции детям: «Спину держать прямо, смотреть вперед, руки вынести в стороны».
«Попади в обруч». Подойти к линии и бросить волан в обруч (на расстоянии 1,5—2 м) прямой рукой снизу. После этого поднять волан и вернуться к своей колонне по «массажным следам». Повторить 3 раза.
Инструкции детям: «Ноги поставить немного шире плеч, правую ногу отставить назад, правую руку согнуть в локте перед грудью. При замахе правая рука отводится вниз назад, бросок выполняется движением руки вперед вверх».
По окончании упражнения дети перестраиваются в круг.
Инструктор. А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Дважды проводится игра «Осаль воланом».
Заключительная часть
Инструктор. Ребята, у всех, не только у спортсменов, должны быть красивые прямые спины, правильная осанка. Чтобы этого добиться, нужно тренироваться.
Проводится коррекционное упражнение «Обними облачко» (дети ходят друг за другом на носочках).
А теперь под красивую спокойную музыку мы будем поливать цветы с помощью насоса.
Проводится дыхательное упражнение «Насосы».
Нашим глазкам тоже нужна тренировка, чтоб они смогли всегда хорошо видеть и зорко следить за летящим воланом.
Проводится упражнение для глаз «Реснички».
Очень хорошо. Ребята, в какую спортивную игру мы сегодня учились играть? Чему нужно научиться, чтобы играть и выигрывать в этой игре?
Дети отвечают.
Правильно. Сегодня вы показали, какие вы ловкие, быстрые и внимательные. И если будете продолжать тренироваться, то обязательно станете настоящими бадминтонистами. На этом наше занятие закончено. Спасибо! До свидания! До новых встреч!
«Футбол»
Занятие для детей второй младшей группы
Задачи:
— знакомить младших дошкольников с футболом;
— обучать бросать мяч в горизонтальную цель сверху двумя руками;
— закреплять навыки прокатывания мяча «змейкой» и по прямой;
— развивать двигательные навыки и физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции через подвижные игры и упражнения с мячом;
— воспитывать интерес и потребность в систематических занятиях спортом.
Оборудование: мячи (массажные, футбольные, набивные, резиновые большого и маленького диаметра), футбольные ворота; корзины; фишки; массажные «следы»; гимнастические палки; аудиозаписи.
* * *
Вводная часть
Занятие начинается в группе. инструктор, одетый в футбольную форму, под музыку входит в группу к детям.
Инструктор. Здравствуйте, ребята! Я — футболист, играю в футбол. Посмотрите, какая у меня красивая форма: футболка, шорты, гетры и кроссовки. Футбол — командная игра с мячом, а я — игрок команды. В футбольном матче принимают участие две команды. А выигрывает та, которая забьет больше мячей своим противникам. Забивать мячи можно ногами, головой. Самое главное в футболе — мяч нельзя трогать руками. А сейчас я хочу пригласить вас в музей мяча.
Дети за инструктором входят в спортивный зал, где организована выставка мячей.
Посмотрите, как много здесь мячей, и какие все они разные: большие и маленькие, гладкие и колючие, легкие и тяжелые, резиновые и пластмассовые, набивные и кожаные. Одни мячи прыгают высоко, а другие — совсем низко. А вот мой мяч — самый ловкий и быстрый, кожаный и называется футбольный. Он хочет с вами познакомиться.
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Назовет тот имя нам.
Дети встают в круг, передают друг другу мяч по кругу и называют свои имена.
А теперь я приглашаю вас в «Школу волшебных мячей», там мы будет играть.
Дети встают в круг, инструктор раздает набивные мячи малого диаметра.
Чтоб росли вы ловкими,
умелыми,
Быстрыми и смелыми,
Надо всем вам не болеть
И мячом уметь владеть.
В состав разминки можно включить следующие упражнения.
- Ходьба обычная с мячом в руках.
- Ходьба на носках с поднятыми руками.
- На пятках с опущенным за голову мячом.
- Бег в медленном темпе с мячом в руках.
- Ходьба с высоким подниманием коленей с мячом в вытянутых вперед руках.
- Бег в среднем темпе.
- Обычная ходьба с остановкой по сигналу.
Основная часть
ОРУ с малыми мячами
«Подними мяч». И.п. — стоя, ноги на ширине ступни, мяч в двух руках внизу. Поднять мяч над головой, посмотреть на него и опустить, вернуться в и.п.
Повторить 4—5 раз.
«Достань мячом пол». И.п. — ноги на ширине плеч, мяч в двух руках у груди. Наклониться вперед вниз и коснуться мячом пола. Выпрямиться, вернуться в и.п.
Повторить 4 раза.
«Покажи мяч». И.п. — ноги на ширине ступни, мяч в двух руках внизу. Присесть (полуприсед), вынести мяч в прямых руках вперед. Выпрямиться, вернуться в и.п.
Повторить 4—5 раз.
«Прыгаем как мячики». И.п. — ноги слегка расставлены, мяч в обеих руках перед собой. Выполнить прыжки, стоя на месте, чередуя с ходьбой на месте.
Повторить 2 раза по 6—8 прыжков.
Повторить упражнение «Подними мяч».
Инструктор. А сейчас попробуем поиграть с большими мячами. Для этого нужно разделиться на две команды.
Инструктор делит детей на две подгруппы.
ОВД «Школа мяча»
«Прокати мяч по извилистой дорожке». Прокатывание мяча «змейкой» между фишками.
Упражнение выполняется подгруппой поточно.
«Попади в обруч». Бросание мяча сверху в обруч большого диаметра.
«Воротики». Прокатывание мяча друг другу под дугами.
Упражнение выполняется фронтально.
Инструктор
Раз, два, три, четыре, пять!
А сейчас начнем играть.
Дважды проводится подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».
Заключительная часть
Инструктор
Отлично все с мячом играли,
И в ворота забивали.
Пришло время отдохнуть
И массаж всем сделать тут.
Дети встают полукругом и получают массажные мячи.
Самомассаж
- Массаж ладоней
И.п. — сидя, мяч в руках перед грудью. Круговыми движениями прокатывать мяч между ладонями.
И.п. — то же. Надавливать ладонями на мяч.
Каждое упражнение выполнить 5—8 раз.
- Массаж груди
И.п. — сидя, мяч одной рукой прижат к груди. Выполнять круговые движения по 3 раза в каждую сторону.
- Массаж ног
И.п. — сидя, мяч в руках. Прокатывать мяч по ноге вниз-вверх.
Таким способом массировать каждую ногу по 2 раза.
Инструктор. Для каждого спортсмена очень важно научиться правильно дышать. Давайте и мы потренируемся.
Дыхательная гимнастика
Раз, два — все вдыхаем,
Три, четыре — выдыхаем,
Носом вдох, выдох ртом.
А теперь играть начнем!
Инструктор. Ребята, в какую спортивную игру мы сегодня играли? Кто играет в нее?
Дети отвечают.
На этом наша встреча окончена. Сегодня в «Школе волшебных мячей» вы показали, какие вы ловкие, быстрые и сильные. Когда немного подрастете, обязательно будете играть в футбол. А сейчас пришла пора возвращаться в группу. Пусть мячи отдыхают, я вернусь к своей футбольной команде, буду тренироваться, у нас скоро матч. Спасибо и до новых встреч!
Дети под музыку выходят из спортивного зала.