Физкультурный зал ХХI века: каким он должен быть?

Мога Н.Д.,
канд. пед. наук, педагог-реабилитолог, ведущий
специалист Авторского педагогического Центра,
г. Одесса, Украина


В статье речь пойдет об оптимальном соотношении и расположении основных компонентов физкультурного зала — функциональной зоны (ФЗ) и тренажерного комплекса (ТК).

Прежде чем приступить к оборудованию зала, необходимо знать следующее:

I. В каждом зале следует выделить функциональную зону, в которой на занятии по физкультуре будет разворачиваться основное двигательно-игровое действо для большинства детей.

Под ФЗ подразумевается относительно обширная площадь зала или площадки с безопасной горизонтальной и гладкой поверхностью (в зале — с комфортным напольным покрытием), которая предназначена для формирования у детей основных движений, а также проведения подвижных игр, эстафет и соревнований [2].

В зависимости от специализации физкультурного зала, его размеров и особенностей внутренней архитектоники ФЗ могут иметь разнообразную форму и площадь. Игровая поверхность, однако, всегда должна быть ровной, горизонтальной, гладкой (паркет, деревянный пол), покрытой мягким ковролином. Не следует использовать синтетические материалы, вызывающие при ползании потертости коленей и общий дискомфорт у детей.

При ограниченной площади зала, что более типично для кабинета ЛФК и домашнего уголка движения, ФЗ может быть уменьшена за счет трансформации в функциональную дорожку шириной 1—2 м и длиной до 10 м. Дорожка предназначена главным образом для обучения детей прямостоянию, ходьбе, упражнениям в равновесии, а при различных двигательных нарушениях, особенно в тяжелых случаях, — для переворотов со спины на живот, ползания по-пластунски, на четвереньках, а также для передвижения на специальных тренажерах «Тележка», «Пецелак», «Рукоход-каталка», «Приз­ма-ходилки» и др. Свободная ФЗ периодически может быть использована для расстановки различных тренажеров, тренажерных систем и индивидуального физкультурно-игрового инвентаря, необходимых для решения конкретных двигательных задач. После окончания занятия или его определенной части перечисленные конструкции и предметы возвращаются на свои места.

II. Далее в физкультурном зале необходимо предусмотреть относительно обособленное место для расположения ТК — определенного набора тренажеров и их взаиморасположения, включая непосредственную состыковку.

Формирование ТК становится актуальным после определения специфики типологической группы детей, с которыми предстоит работать, или одного конкретного ребенка, пришедшего на индивидуальное занятие. Подборка ТК будет зависеть от особенностей двигательных нарушений, степени их тяжести, осваиваемого основного двигательного режима или развития соответствующих физических качеств, от двигательных задач (включая индивидуализированные коррекционные) на конкретном занятии по физической культуре (ЛФК).

Формируется ТК с учетом следующих позиций:
— количества тренажерных конструкций;
— охватываемой ими площади;
— системы взаимного расположения;
— способов состыковки тренажеров;
— количества одновременно занимающихся детей;
— особенностей системы безопасности для данного ТК и др. [4].

При формировании ТК также необходим учет так называемой «розы движения» — доминирующего в данном зале и на каждом конкретном занятии двигательно-игрового направления. Оно может состоять из движений по периметру зала, продольных маршрутов, поперечных движений или диагональных перемещений. Если позволяет высота помещения, сюда можно включить и вертикальную игровую плоскость. Затем рационально формируется ТК. Свободное же, не занятое конструкциями пространство зала составит ФЗ. В балансе соотношения с тренажерным комплексом оно должно составлять примерно 50—80%. При необходимости тренажеры можно временно располагать и использовать в ФЗ, после чего убирать их на штатное место хранения в зале или в подсобное помещение [3].

Так, наиболее удобное место для расположения тренажеров в стандартном, небольшого размера зале — периметр, т.е. внешний контур. Такой вариант расположения ТК называется периметральным. При этом может задействоваться как весь периметр зала (полный периметральный), так и лишь часть периметра (частичный периметральный). Тренажеры устанавливаются рядом друг с другом, но на таком расстоянии, чтобы обеспечивалась их автономность. Подвесные, качающиеся конструкции не должны соприкасаться при движении с максимальной амплитудой.

Если зал имеет вытянутую форму, ТК лучше располагать в конце его продольной стороны, выделив для этого определенную площадь (к примеру, 2Ѕ5 м или 3Ѕ6 м). В таком случае соблюдается относительная автономность ТК и сохраняется достаточная функ­циональная зона. Такой вариант расположения тренажеров называется торцевым. Здесь самыми распространенными являются следующие варианты: торцевой — 1/4 или 1/3. Цифры обозначают ту часть по его длине, на которой будет располагаться тренажерный комплекс. Тренажеры от ФЗ можно отделить натянутым поперек зала веревочным тросом, каким-либо подвесным тренажером типа «Струна», «Подвесной мост», «Канатная дорога» или просто гимнастической скамьей.

Такие конструкции можно назвать «тренажерами-защитниками»: они не только отделяют игровую зону от тренажерной, но и защищают детей от возможных столкновений друг с другом и конструкциями.

Если же в ДОО имеется отдельное помещение или зал состоит из двух и более помещений, лучше всего располагать тренажерный комплекс в одном из них. Там же установить и большинство тренажерных конструкций, отведя им места для штатного хранения. Этот вариант расположения ТК называется автономным. И здесь различают два основных вида. В первом случае тренажеры можно располагать в одном из спаренных помещений, между которыми есть проем или проход [5]. Во втором тренажерные конструкции располагаются в отдельном, обособленном помещении. В этом случае можно вести речь о тренажерном зале. Часть тренажеров в нем будет располагаться стационарно, а часть будет переносной, мобильной. Педагог берет на занятие в зал необходимые конструкции, а после завершения возвращает их обратно. Второе же помещение, в котором находится ФЗ, превращается таким образом в функ­циональный зал. Это хороший вариант — иметь два расположенных рядом зала: функциональный и тренажерный.

Часто в ДОО встречаются довольно обширные помещения для занятий физкультурой, тогда ТК можно разместить в центре квадратом. Называется такой вариант расположения тренажерных конструкций центральным. Он напоминает периметральный вариант: часть детей будет заниматься на тренажерах, часть — выполнять основные движения.

Интересно также расположение тренажеров в углу физкультурного зала на условном квадрате — угловой вариант.

Большой резерв площади имеет верхнее пространство зала, особенно если позволяет высота потолка. С этой целью специально закрепляют на необходимой высоте швеллер, твухтавр или трубу относительно большого диаметра. Такой подход особенно актуален при ограниченных размерах зала. Все подвесные конструкции в этом случае можно хранить под потолком, закрепив их на швеллере, и опускать лишь тогда, когда это необходимо для занятия. Такой вариант расположения и хранения ТК называется подпотолочным.

Верхнее пространство зала (от пола до потолка) можно разделить на три условных уровня:
— от поверхности пола до 100 см;
— от 100 до 200 см;
— свыше 200 см.

Соответствующим образом можно располагать оборудование и тренажеры, устанавливая, подвешивая и закрепляя их на определенной высоте. Понятно, что первый уровень будет соответствовать самой легкой степени сложности, а третий — наивысшей. Таким образом, физкультурный зал может быть одноуровневым, двухуровневым и трехуровневым как в техническом плане, так и в методическом [2].

Рейки гимнастических лестниц также хороши для подвешивания на них на определенной высоте незадействованных в работе тренажеров — такой вариант расположения ТК называется верхним пристенным. В обоих вариантах конструкции в нерабочем состоянии (во время хранения) должны быть прочно закреплены при помощи ремней, веревок, крючьев и карабинов.

В методическом плане ТК можно разделить на подвиды:
— исходный, подразумевающий постоянное и одинаковое расположение тренажеров в зале или вспомогательном помещении в режиме их хранения до и после занятий с детьми;
— оперативный, предусматривающий определенный подбор тренажеров и их расположение при решении на занятии по физкультуре (ЛФК) определенных двигательно-коррекционных задач для конкретного ребенка или группы детей.

III. Наряду с функциональной зоной и тренажерными комплексами в каждом зале должно существовать вспомогательное пространство (ВП), играющее второстепенную, но все-таки необходимую роль. К ВП могут быть отнесены:
— комната (кабинет) инструктора;
— подсобное помещение для хранения инвентаря (инвентарная);
— пространство оконных проемов;
— площадь, занимаемая музыкальным инструментом или письменным столом, ниши и др.

Конечно, желательно, чтобы большая часть ВП находилось вне функциональной зоны [2].

С другой стороны, ВП можно рационально использовать для усиления педагогического воздействия на ребенка (группу детей). К примеру, над окнами, на колоннах, на наддверном пространстве и между окон предусмотреть узлы крепления (дюбеля) для подвешивания штрихов-атрибутов — относительно компактных плоскостных наглядных пособий, выполненных из картона, пенопласта, фанеры или пластика, которые бы иллюстрировали избранную на данном занятии игровую тему и вызывали у детей соответствующие ассоциации.

В дальнейшем мы предполагаем продолжить публикации, связанные с рассмотрением основных принципов материально-технического обеспечения физического воспитания и оздоровления детей в ДОО. Это направление исследований таит в себе еще много неразрешенных проблем и интересных методических находок! Мы будем рады поделиться с вами своим опытом.

 

Литература

1. Ефименко Н.Н. Как интересно и доступно оборудовать физкультурный зал (площадку), кабинет ЛФК, двигательный уголок в дошкольном учреждении и дома: Метод. рекомендации. Одесса, 1992.

2. Ефименко Н.Н., Мога Н.Д. Авторские тренажеры в физическом воспитании и двигательной реабилитации детей. Учеб. пособие. Винница, 2011.

3. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физической культурой с детьми, страдающими ДЦП. М., 1991.

4. Мога Н.Д. Коррекция двигательных нарушений у детей до­школьного возраста с детским церебральным параличом: Дис. ... канд. пед. наук. Одесса, 2008.

5. Мога Н.Д. Принципы использования тренажеров в физическом воспитании дошкольников, страдающих ДЦП // Медработник до­школьного образовательного учреждения. 2009. № 1.

Прочитано 2603 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868