Гость номера — Воронцов Алексей Борисович

Уверенность в своих действиях и желание работать в команде

Воронцов Алексей Борисович,
канд. пед. наук, руководитель Экспериментального учебного комплекса «Школа развития» Москвы,
генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», председатель правления Международной ассоциации «Развивающее обучение», председатель комиссии
по дошкольному, общему и дополнительному образованию Общественной палаты Москвы

Добрый день, Алексей Борисович. Расскажите, пожалуйста, немного о себе нашим читателям.

В 1984 г. я закончил географо-биологический факультет Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской, отслужил в армии в Группе советских войск в Германии. С ноября 1985 г. работаю в школе.  С 1989 г. работаю по образовательной системе Эльконина — Давыдова. В 1992 г. я и мои коллеги создали структурное подразделение московской общеобразовательной школы № 1133 — Экспериментальный учебный комплекс (ЭУК) «Школа развития». В комплексе 17 классов (с 1-го по 11-й), 430 учащихся, около 50 педагогов. Средний возраст сотрудников коллектива — 37 лет. В состав комплекса сегодня входят Открытый институт «Развивающее образование», независимый центр оценки качества общего образования — организации, которыми руковожу я. С 1998 г. я — председатель правления Международной ассоциации «Развивающее обучение». В настоящее время холдинг имеет инновационную площадку, здесь будут реализованы учебные проекты. В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Педагогическая технология контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе».

Что для Вас означает должность руководителя образовательного учреждения? Какими профессиональными и личностными характеристиками он должен обладать?

В свое время я организовал подразделение в общеобразовательной школе для тех, кто хотел работать по инновационной образовательной системе Эльконина — Давыдова, потом создал Открытый институт «Развивающее образование», а в прошлом году — Независимый центр оценки качества образования (в настоящее время это образовательный холдинг «Развивающее образование»). Дело не в должности, не в том, как ты называешься, главное, кем ты себя ощущаешь. В 1990-е гг. у меня возникла мечта создать такую организацию, где можно было «построить» свободную педагогику. Представьте себе, Вы работаете со своими учениками по принципу индивидуально-личностного подхода и участвуете в работе научно-исследовательской школы, где разрабатываются новые программы обучения учеников, новые интересные проекты, связанные с учебой. Тесное взаимодействие педагогов и родителей — вот залог успеха такой организации. Три главных момента в обучении: свобода, деятельность и индивидуальность как профессионала, как человека. Главные результаты нашей деятельности — самостоятельность, инициативность и ответственность учащихся.

Педагогический коллектив формировался долго. Мы искали людей, которые обладали бы рядом качеств: умели работать в команде, творчески подходили к решению поставленных задач, отличались инициативностью и ответственностью, высоким уровнем профессионализма.

Для меня должность руководителя — возможность делать в профессии то, что я считаю нужным, что мне интересно. Я сам определяю стратегию и тактику поведения. Чтобы руководить коллективом, нужно самому обладать многими качествами, показывать своим коллегам путь вперед, вести за собой. Пока сам чего-то не умеешь, не имеешь права требовать этого от своих подчиненных. Главные профессиональные качества руководителя, по моему мнению, — всегда идти на шаг вперед относительно своего коллектива, видеть перспективы, обладать прогностическим мышлением, способностью к рефлексии, быть уверенным в том, что ты делаешь, и уметь защитить себя, коллектив и свое дело. В личностном плане руководитель должен быть настойчивым, доводить начатое дело до конца, не сдаваться, как бы трудно ни было.

Современная школа имеет свои традиции, инновационные экспериментальные площадки, развивающую среду. Расскажите, пожалуйста, о традициях «Школы развития» и о перспективах развития в обучении и образовании детей.

Главная наша традиция — следование культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Как писал великий отечественный философ Э. Ильенков, школа должна учить мыслить.

Задачи нашей школы — сохранять индивидуальность ребенка; создавать условия для его успешной социализации; поддерживать инициативу и самостоятельность учащихся и педагогов; обеспечивать свободу и вариативность в образовании; организовывать сотрудничество и кооперацию учащихся между собой. Важно, чтобы человек ощущал свою успешность в любом деле и в любое время.

Сегодня в целях оптимизации образовательного процесса в школах создана служба по оказанию логопедической помощи и психолого-социальной поддержки детям. Как осуществляется ее работа в «Школе развития»?

Это очень важный и значимый участок работы школы. К сожалению, в последнее годы к нам приходят очень много детей с логопедическими проблемами. Один логопед на несколько школ не может эффективно и качественно решать проблемы учеников. Мы вырастили логопедов в своем коллективе. Трое из них получают высшее образование по специальности «Логопедия». Мы очень надеемся на наших коллег, на то, что коррекционно-логопедическая помощь в «Школе развития» будет эффективной. С 1 сентября мы хотим организовать логопедическую работу у себя в школе. Мы долго к этому шли. Планируется также реализовать в нашей школе инклюзивное образование детей с ОВЗ, поскольку эта проблема очень актуальна в последнее время.

Сокращение специалистов, увеличение в классе количества учеников, внедрение платных дополнительных услуг... Какие еще проблемы существуют в области образования?

Главная проблема — сворачивание реформ в образовании, что очень опасно. Происходит возврат к советской системе: один учебник, единая школьная форма... Образование должно развиваться, должно быть доступным для всех, но не такой ценой, не за счет сокращения специалистов, оказания и внедрения платных услуг. Очень надеемся, что данная проблема разрешится.

Что Вы пожелаете нашим читателям и педагогам?

Терпения, настойчивости и последовательности в начинаниях, уверенности в своих действиях и желания работать в команде.

Беседовала С.Ю. Танцюра

Прочитано 3380 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868